Большому Уссурийскому острову могут дать статус территории опережающего развития

Но пока на этой территории нет ни погранперехода, ни особого визового режима, а строительство и вовсе запрещено. Не ясны пока источники финансирования, тем более что по оценкам, сделанным ранее регионом, на хотя бы первоначальное развитие острова нужно более 6,5 млрд руб. но источники финансирования еще не определены.

Большому Уссурийскому острову могут дать статус территории опережающего развития

На российской части Большого Уссурийского острова и всей территории Курил может быть введен режим территорий опережающего развития (ТОР), заявил на заседании правительственной комиссии вице-премьер Юрий Трутнев. Но пока на этой территории нет ни погранперехода, ни особого визового режима, а строительство и вовсе запрещено. Не ясны пока источники финансирования, тем более что по оценкам, сделанным ранее регионом, на хотя бы первоначальное развитие острова нужно более 6,5 млрд руб. но источники финансирования еще не определены.

В среду на заседании правительственной комиссии по развитию Дальнего Востока под председательством премьера Дмитрия Медведева обсудили судьбу сразу двух островных объектов — Курильских островов и российской части острова Большой Уссурийский на Амуре. Заседание прошло в закрытом режиме — СМИ дали послушать лишь вступительное слово премьера. В нем господин Медведев сообщил, что «практически подготовлена» концепция создания на Большом Уссурийском международной туристско-рекреационной территории в формате территории опережающего развития (ТОР). Предприятия, создаваемые на острове, получат налоговые, таможенные льготы, а также особый административный режим, предусматривающий создание специальной управляющей компании.

По завершении заседания вице-премьер Юрий Трутнев заявил, что глава Минвостокразвития Александр Галушка предложил сделать ТОР и всю территорию Курильских островов. «И мы еще будем думать над тем, как распространять подобный режим в части административной и налоговой на другие, самые сложные территории Дальнего Востока»,— добавил вице-премьер.

Как сказано в материалах к заседанию правкомиссии, концепция развития Большого Уссурийского предполагает превращение его в туристско-рекреационную зону, «характеризующую быт, обычаи, национальные традиции и культуру народов России». Господин Медведев отметил, что такой подход «ломает привычные стереотипы делового сотрудничества» с КНР: «Вместо традиционной добычи и переработки природных ресурсов предполагается создание объектов, которые способствуют культурному обмену».

«Согласно проекту, предусматривается создание трех условных зон: лаборатория международного сотрудничества, лаборатория национальной идентичности и центральный парк Хабаровской агломерации»,— говорится в докладной записке к совещанию.

В концепции, разработанной при участии Минвостокразвития, сохранены идеи, которые с 2009 года прорабатывают власти региона. В частности, речь идет о создании на Большом Уссурийском конноспортивного комплекса — в марте соглашение о создании международного конного парка за 2 млрд руб. было подписано правительством края с корпорацией «ИДА» (КНР). Сохранена и идея порта для туристических судов. В июле прошлого года именно для этого была создана «Первая Амурская круизная компания», пообещавшая к 2015 году спустить на воду круизный лайнер на 80 пассажиров.

Культурно-научную часть, согласно представленной концепции, на острове должны представлять духовно-просветительский центр, «окруженный поселением с традиционным русским укладом» (власти края ранее предлагали построить «Гольдскую деревню» — этноцентр коренных народов Амура), дворец боевых искусств, международный центр экспертизы, охраны и использования водных ресурсов и гидрологии и природно-культурный парковый комплекс. Вместе с тем, на острове могут появиться и производственные объекты: агропромышленный парк и «совместное с китайскими партнерами гранильно-ювелирное производство».

Сельскохозяйственной деятельностью на Большом Уссурийском и сейчас занимаются как предприятия, так и граждане в личных подсобных хозяйствах. Так, ОАО «Заря» на 1 января держало на острове 1,38 тыс. голов скота, заготавливало 9,4 тыс. т. сена и кормов и выращивало 1,2 тыс. т. картофеля. Идею развития гранильного производства на Дальнем Востоке — в Якутии или Хабаровске — поддерживал вице-премьер Юрий Трутнев, курирующий деятельность АК АЛРОСА. Правда, с появлением проекта ТОР по переработке алмазного сырья «Бриллиантовая долина» (Якутск) о создании аналогичного производства в Хабаровске говорить перестали.

Хабаровский губернатор Вячеслав Шпорт, также участвовавший в заседании правительственной комиссии, напомнил, что создать на Большом Уссурийском ТОР предложили именно региональные власти. Они же сейчас создают управляющую компанию для работы с земельными участками на острове.

«Мы уже подготовили для этого ряд документов, согласовали их, в ближайшее время я их подпишу. И мы договорились с Юрием Трутневым, что возглавит УК наш представитель, краевой»,— уточнил губернатор края.

Однако для дальнейшего развития острова предстоит решить целый ряд вопросов, находящихся в ведении федерации: о создании погранперехода, рекреационной зоны, установлении особого визового и пропускного режима, признал губернатор.

«Мы внесли предложение создать там безвизовый режим. Пункт пропуска будет пассажирский. Федеральное вмешательство требуется и в том, что на острове нужно строить, но строительство запрещено указом президента (для попавших под затопление территорий, в паводок 2013 года на Амуре значительная часть острова была затоплена). Ситуацию надо разруливать, я ее сегодня доложил»,— рассказал губернатор.

Стоимость возведения вышеперечисленных объектов, хотя бы примерная, озвучена не была. Согласно более ранней версии концепции развития Большого Уссурийского, утвержденной в 2010 году, на первоначальном этапе в инфраструктуру нужно вложить более 6,5 млрд руб. В том числе 700 млн руб. — в автодороги, 1 млрд руб. — в энергоснабжение, 2,26 млрд руб. — в берегоукрепление, 2,57 млрд руб. — в пункт пропуска. Проект предполагал софинансирование из федерального и регионального бюджетов в пропорции 82:18. Из всех объектов инфраструктуры до начала паводка на острове успели построить лишь автомобильный мост за 4,5 млрд руб. (3,2 млрд руб. вложил федеральный бюджет).