Дефицит средств на бесплатную медпомощь оценили в 672 млрд рублей
В Минздраве оценку Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования опровергают.
Общий дефицит средств на оказание бесплатной медпомощи может составить порядка 30% от запланированных 2,2 трлн рублей расходов в 2015 году. Об этом говорится в исследовании Ассоциации медицинских обществ по качеству медицинской помощи и медицинского образования (АСМОК). Эти оценки на порядок больше, чем, например, дефицит по системе обязательного медицинского страхования в 2014 году в 55 млрд рублей, о котором заявляла Счетная палата. Председатель правления АСМОК Гузель Улумбекова на этом фоне обратилась с письмом к Министру здравоохранения Веронике Скворцовой c просьбой повторно обсудить проект «Стратегии развития здравоохранения на долгосрочный период 2015–2030 годов», принятый за основу общественным советом при Минздраве в конце декабря.
По оценкам АСМОК, дефицит средств для оказания бесплатной медицинской помощи в 2015 году составляет 672 млрд рублей. Это расходы, связанные с девальвацией рубля и инфляцией, а также дополнительные расходы, связанные с увеличением численности граждан РФ (присоединение Крыма), повышением оплаты труда медицинских работников, покрытием накопленного дефицита за 2014 год. Госрасходы на бесплатную медпомощь (или программу государственных гарантий, ПГГ) складываются из трех источников: средства обязательного медицинского страхования (ОМС), федерального и региональных бюджетов.
— Учитывая расходы на ПГГ в 2015 (2,21 трлн рублей) и 2014 годах (2,03 трлн), можно сказать, что запланированное увеличение расходов в 2015 году в абсолютных показателях составит 173 млрд рублей, а дополнительные расходы — 845 млрд рублей, мы получаем дефицит в 672 млрд рублей, то есть более 30% от запланированных совокупных расходов в 2015 году, — говорит Улумбекова. — Дополнительные расходы потребуются на оказание медицинской помощи в связи с увеличением численности граждан РФ на 2,34 млн крымчан (28 млрд рублей), оказание дополнительных объемов высокотехнологичной медицинской помощи для 162 тыс. граждан (39 млрд), повышение оплаты труда медработников (228 млрд), покрытие накопленного дефицита ПГГ 2014 года — 157 млрд рублей, расходы в связи с прогнозируемым ростом индекса потребительских цен на 9,4% (191 млрд), расходы медицинских организаций, зависящие от курсовой разницы, из-за девальвации рубля к доллару на 75% (180 млрд рублей), в том числе на приобретение импортных расходных материалов, лекарств, запчастей к диагностическому оборудованию и др., расходы на централизованные закупки лекарств в амбулаторных условиях (22 млрд рублей). Всего 845 млрд рублей.
В Минздраве опровергли угрозу дефицита, заявив лишь, что в 2015 году госрасходы на бесплатную медпомощь вырастет на 300 млрд рублей и превысят 2 трлн рублей. В министерстве сообщили, что cубвенции бюджетам территориальных фондов ОМС в 2015 году составят 1,41 трлн рублей, что на 240 млрд больше, чем в 2014 году (1,17 трлн рублей). Расходы на здравоохранение из региональных бюджетов также вырастут на 12% (с 552 млрд до 620 млрд рублей), а расходы из федерального бюджета сократятся на 24% (с 531 млрд до 405 млрд рублей).
Общественные организации и производители препаратов подтверждают опасения Улумбековой.
— В Твери и Тверской области многие дорогостоящие препараты из серии ЖНВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты, перечень утверждается правительством) пациентам уже сейчас предлагают заменить на более дешевые аналоги, что связывают с нехваткой денежных средств в бюджете на их закупку, — заявили представители общероссийской общественной организации «Лига защитников пациентов». — К сожалению, в 2014 году мы также не избежали волны сокращений медицинского персонала, сокращений коечного фонда в стационарах, а также изменений в начислениях персоналу заработной платы. Сотрудники стационаров говорят об изменении выплат в системе стимулирующих надбавок и переходе на балльную систему (от заслуг или, чаще всего, провинностей зависит зарплата), что, по их словам, значительно сказалось на их доходах.
Андрей Коновал, оргсекретарь независимого профсоюза медработников «Действие» в 2015 году прогнозирует замораживание, а, возможно, и падение реальных заработных плат у всех категорий медработников.
— Средства Фонда ОМС почти на две трети формируется за счет отчислений, который производятся работодателями. Однако из-за кризисных явлений в экономике поступления средств из этого источника, вероятно, будет поступать в размере меньше запланированного или даже сокращаться. Теоретически эти выпадающие доходы ФОМС могли бы быть восполнены федеральными расходами, но они в 2015 году тоже сокращаются. Все это не может не сказаться на зарплатах медработников. В большинстве регионов гарантированная часть зарплаты (оклад плюс выплаты за категорию и стаж и региональные надбавки) составляет 30–40% от заработной платы медработников. Эта часть регулируется федеральным и региональным законодательством. А остальная часть отдается на усмотрение главврачей и, по сути, не является защищенной статьей расходов. В условиях недофинансирования у главврачей есть соблазн экономить на зарплате и заставлять работников выполнять двойную или тройную нагрузку.
По сведениям Коновала, падение заработной платы у значительных групп медработников наблюдалось и в 2014 году.
— Согласно оценке Счетной палаты РФ, дефицит средств в здравоохранения в 2014 году составил за счет ОМС 55,3 млрд рублей. В Калужской области в городе Людиново с апреля врачей — узких специалистов поликлиники лишили 10 тыс. рублей надбавки при зарплате 27 тыс. рублей. В Ижевске мы также констатируем сокращение зарплат участковых врачей в некоторых детских поликлиниках. В Уфе недофинансировали почти на 100 млн станции скорой помощи, вследствие чего работодатель попытался уменьшить заработную плату сотрудникам за счет сокращения вдвое выплат за ночные дежурства. Руководители ФОМС в Башкортостане после протестов медработников из профсоюза «Действие» еще в середине года признали, что имеет место дефицит бюджета территориальной программы ОМС в 10%. И это официальные данные, а в реальности дефицит гораздо, по нашим данным, выше. В Моздоке с января 2015 года отбирают надбавки за работу в сельской местности, сокращая зарплаты на 25%. В Астрахани области майские указы президента требуют в 2015 году поднять зарплату медработников на 10–15%, однако бюджет Астраханской области позволяет увеличить фонд оплаты труда лишь на 3%, что означает реальное падение зарплаты в связи с инфляцией.
— Проблемы будут с обслуживанием медицинской техники иностранного производства, которая была приобретена в последние 2–3 года. При нынешнем курсе рубля это потребует увеличения средств вдвое. Вырастут расходы на ЖКХ и питание больных в стационарах, — говорит зампредседателя Профсоюза работников здравоохранения РФ Михаил Андрочников.
Заместитель коммерческого директора по продажам небольшой фармацевтической фирмы «Полисан» Александр Дуленцов считает, что если цены на препараты из списка ЖНВЛС не разрешат индексировать больше чем на 5,5%, многие импортные препараты уйдут с рынка. «Полисан» производит три таких препарата (цитоофлавин, циклоферон, реамберин).
— Cырья, которое мы закупили по старым ценам, хватит максимум на два квартала, — говорит Дуленцов. — За границей мы закупаем импортное оборудование, материалы, запчасти, фильтры для воды, пленку, реактивы. Минздрав разрешил нам индексировать цены всего на 5,5%, но цена на сырье выросла на 30%, получается, что прибыль уменьшилась на 25%. Уже сейчас многие поставщики прислали новые прайсы на глюкозу, клапаны, пленку, фольгу. Рентабельность у нас и так невысокая, потому что цены давно не поднимались, а индексировались только на уровень инфляции. Например, глюкоза, которая используется во всех российских больницах, подорожала на 50%, а это 30-процентная составляющая ряда препаратов. Рентабельность по глюкозе составляла 7%, а сейчас мы будем в минусе. Пока затаились и ждем, что будет. Дистрибуторы закрывают отгрузки оптовикам и в аптеки до понимания ситуации. По моим данным, несколько иностранных компаний с препаратами из этого списка в 2015 году закроют свои представительства в России. В этой ситуации государству будет просто нечего закупать.
Председатель Общественного совета по защите прав пациентов при Росздравнадзоре, президент «Лиги пациентов» Александр Саверский в целом согласен с исследованием АСМОК. Он оказался одним из двух членов общественного совета при Минздраве, кто воздержался от голосования за принятие проекта «Стратегии», но считает, что шансов на пересмотр документа уже нет.
— В «Стратегии» есть новые институциональные решения, например, дополнительное медицинское страхование («ОМС+»), которое видоизменяет всю топографию здравоохранения. Если ранее всем было понятно, что помощь в государственных муниципальных учреждениях оказывается бесплатно, вдруг появилась дополнительная помощь, которая может быть платной. Минздрав в новом документе фактически назвал платную помощь дополнительным страхованием. Более того, в проекте больше рычагов влияния дано страховщикам: они получат право определять виды платной помощи, стоимость и ее объемы. Они, кто ничего не производят, поставлены в центр системы здравоохранения, и им позволено действовать в своих частных интересах. В обход Конституции создаются государственно-частные партнерства. А если мы изменяем организационно-правовую форму государственно-муниципальных учреждений, мы теряем наше конституционное право на бесплатную медицинскую помощь, — добавил собеседник.