Около 20% мусульман в Хабаровском крае поддерживают ИГИЛ – Хамза Кузнецов (ФОТО)
Бывший муфтий, ныне глава регионального общественного движения мусульман Хабаровского края «Содружество» Хамза Кузнецов также уточнил: из всех населяющих регион этнических мусульман соблюдают религиозные обряды только 10%.
В Хабаровском крае около 20% мусульман из числа соблюдающих религиозные обряды поддерживают террористическую группировку «Исламское государство» (ИГИЛ).
Об этом заявил руководитель регионального общественного движения мусульман Хабаровского края «Содружество» Хамза Кузнецов, бывший муфтий от Центрального духовного управления мусульман.
- Есть молодежь, которая сочувствует им, симпатизирует, просто не разбираясь, что это за группировка, поддавшись на популистские лозунги: «Исламское государство, всемирная справедливость» и так далее, — сказал Кузнецов.
По его словам, в процентном соотношении эта сочувствующая идеям ИГ молодежь составляет 20% процентов от всех соблюдающих религиозные обряды мусульман Хабаровского края. Кузнецов также уточнил: из всех населяющих регион этнических мусульман соблюдают религиозные обряды только 10%.
Бывший муфтий заявляет: Дальний Восток не стал исключением в плане распространения идей ИГ в России.
- О том, что боевики ИГИЛ вербуют граждан на территории России, известно давно. Хабаровск также не стал исключением. У меня в соцсетях подписано много друзей, большинство из которых мусульмане, многие из них мигранты из Средней Азии и приезжие с Северного Кавказа. В соцсетях активно распространяются видео ролики пропагандистского содержания, грамотно смонтированные с точки зрения пиара и психологии. Они направленны на популяризацию ИГИЛ среди мусульманской молодёжи, — рассказал Хамза Кузнецов.
Согласно изложенным Кузнецовым сведениям, основной питательной средой для распространения на Дальнем Востоке России идей ИГ служат общины трудовых мигрантов из Средней Азии.
- Деятели из ИГ ведут вербовку в основном среди выходцев из Средней Азии. Мигранты из Таджикистана, Узбекистана, которые составляют среди гастарбайтеров большую часть — мусульмане. Задача провокаторов из ИГ — повернуть вектор их вероисповедания в сторону радикализма, агрессии и действий экстремистского характера, — говорит Кузнецов.
Общественный деятель поделился своим мнением по поводу того как распространяется информация по вербовке среди интернет — пользователей.
- В любой соцсети есть возможность оценить какой либо пост при помощи, так называемых, «лайков». В случае если один пользователь оценил это видео, нажав на «лайк», то его видят на своих лентах все друзья и подписчики этого пользователя. Таким образом, агитация, экспансия радикальных идей через соцсети достигла опасного уровня, когда уже стало необходимо говорить об этом в открытую. Конечно, эти видео ролики отслеживают и удаляют компетентные органы, но для этого нужны недели, а то и месяцы, с нашей- то бюрократией. За это время ролик могут просмотреть десятки тысяч молодых и горячих мусульман, у которых, почти у каждого, сегодня есть смартфон или планшет. Всё это, в сочетании с кризисом и ужесточением миграционного законодательства, может побудить молодёжь ехать на заработки к боевикам, — рассказал Хамза Кузнецов.
По словам экс-муфтия, известны многочисленные случаи попыток вербовки молодых мусульман. «Даже предлагались немалые для оставшихся без работы мигрантов деньги. 50 тыс. рублей — такую месячную зарплату, по слухам в среде мусульман-мигрантов, обещали им эмиссары», — отметил он.
Хамза Кузнецов также сообщил: по данным опроса среди всех мусульман Хабаровского края, 60% высказывается за операцию ВКС РФ в Сирии и 40% — против.
В связи с распространением идей ИГ на Дальнем Востоке следует заметить: в этом регионе идет процесс вытеснения коренного мусульманского населения — татар, башкир, жителей Северного Кавказа — мигрантами из Средней Азии, которые, как правило, и являются проповедниками радикал-исламистских идеологий. По результатам социологических исследований, за последние 20 лет количество татарского и башкирского населения в Дальневосточном федеральном округе сократилось на 55% — со 104 697 человек до 46 799. Помимо естественной убыли и интенсивной ассимиляции, сокращение общины идет за счет оттока населения в другие регионы России. Ту же картину можно наблюдать в Сибирском и Уральском федеральных округах. Так, в Сибири нет ни одного региона, где бы в 2010 году численность татар и башкир сохранилась на прежнем уровне по сравнению с 1989 годом. На Урале количество татар и башкир уменьшилось за то же время на 9%. На Дальнем Востоке в Приморском крае на 85% увеличилось количество выходцев из Средней Азии и на 32% количество азербайджанцев, на Сахалине в 2 раза увеличилось число выходцев из Средней Азии и на 21% - количество выходцев из Азербайджана. В Магаданской области также на 74% возросло количество выходцев из Средней Азии.
Алексей Старостин, заведующий кафедрой теологии в Уральском горном университете Екатеринбурга, отмечает: выросло число мигрантов среди мусульманского духовенства Урала, Сибири и Дальнего Востока, особенно стало много таджиков.
- Уроженцы Тажикистана являются муфтиями или председателями духовных управлений на Ямале, в Томской области, в Кемеровской области, руководят деятельностью местных мусульманских религиозных организаций в Новокузнецке (Кемеровская область), Мирном (Якутия), Комсомольске-на-Амуре (Хабаровский край), Рубцовске (Алтайский край), — говорится в докладе Старостина по этому вопросу. — Таджикские имамы официально служат в четырех из шести мечетей и молельных комнат Екатеринбурга, во многих городах Свердловской области (Верхняя Салда, Верхняя Пышма, Камышлов, Богданович). Неофициальные таджикские имамы есть практически в каждом городе, где проживают таджики. Особенно заметен процесс вытеснения татарского и башкирского мусульманского населения в промышленно развитых регионах.
По словам религиоведа, среди мигрантов присутствуют последователи фундаменталистских течений — «Хизб-ут-тахрир аль-Ислами», «Исламского движения Узбекистана» и других.
Напомним, в июле 2015 года в Москве в Общественной Палате Российской Федерации прошли слушания на тему "О противодействии деятельности "Исламского Государства" на территории Российской Федерации". В данном мероприятии в частности приняли участие представители РПС, члены Комиссии по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Президент Института Ближнего Востока и другие видные общественные деятели.
В распоряжение корреспондента DVhab.ru попали выдержки из протокола данного слушания:" Террористическая группировка «Исламское Государство» в своей деятельности активно использует технологию «сетевых войн», приобретающую все большее значение в нашу информационную эпоху. «Цветные революции», «Арабская весна», события в Сирии, Ливии, и тем более революционные события февраля 2014 года на Украине – классические примеры применения этой тактики. Вместе с тем, технология "сетевых войн" не исчерпывается организацией «цветных революций» и политических кризисов: сфера её воздействия гораздо шире. Цель сетевых войн – непрямое или скрытое управление ключевыми общественными процессами и институтами, а через них – политической и бизнес-элитой, руководством государств — объектов воздействия с целью принятия последними желаемых решений. Также сетевые войны практически не ограничены в инструментарии и не сводятся, вопреки распространенному мнению, только к информационным войнам в СМИ или в социальных сетях Интернета. Они включают в себя общественно-политические, дипломатические, организационные, разведывательные и силовые инструменты."
В Хабаровске осенью 2014 года в Центральном районном суде был вынесен обвинительный приговор в отношении 23-летнего жителя краевого центра, который разместил в соцсетях материалы террористического толка. Приверженца террористических идей осудили за публичное оправдание терроризма и приговорили к трем годам лишения свободы условно. На Дальнем Востоке это был первый случай привлечения к уголовной ответственности за данное преступление.