Семь научно-технических проектов представили участники конкурса «Юный инженер» в Комсомольске (ФОТО; ВИДЕО)
Жюри во главе с ректором КнАГТУ оценивали конкурсные работы по нескольким критериям, среди которых – аргументированность в защите проекта, качество изготовления, дизайн, практическое применение, обоснованность коммерциализации.
Конкурс научно-технических проектов «Юный инженер» завершился накануне в Комсомольске-на-Амуре. В финальном этапе приняли участие семь школьных команд, представивших на суд жюри свои инженерные изыскания – манипулятор для тафтинговой прошивки композитных материалов, электронная игра для изучения таблицы умножения, станок с ЧПУ для фигурной резки пенопласта, прибор для получения GPS-координат с аварийным термогенератором, следящая система управления, генератор для преобразования тепла от автомобильного глушителя в электроэнергию и полуавтоматическая гидропонная установка для выращивания растений в домашних условиях.
Впервые в Комсомольске-на-Амуре состоялся конкурс научно-технических проектов «Юный инженер» среди школьных команд. Идея проведения конкурса принадлежит директору Технопарка КнАГТУ Дмитрию Ри.
- Было предложено провести такой конкурс, в котором дети могли бы проявить себя как творцы, сделать что-то своими руками, чтобы почувствовать, что наука – это не только на бумаге, где мы производим какие-то расчёты и заполняем таблицы, а то, что реально можно воплотить в какую-то осязаемую и полезную вещь, - рассказала организатор, сотрудник Технопарка, аспирант кафедры материаловедения вуза Мария Козлова.
В начале учебного года по школам были разосланы приглашения по школам – в итоге пришло более двухсот заявок. Поняв, что с таким огромным количеством в рамках пилотного проекта справиться будет просто не под силу, организаторы решили провести тестирование. В ходе него потенциальные участники конкурса решали задачи в пределах знаний школьной программы, но с «упором» на логику, чтобы отобрать ребят, наиболее способных к мышлению. Лучшие 17 команд затем поборолись за путёвку в финал, презентовав свои проекты в теории – рассказали, как, из каких материалов, с помощью каких технологий и так далее они собираются воплотить свои научно-технические проекты. Наиболее «жизнеспособные» задумки юных инженеров – всего семь - и были представлены на завершающем этапе конкурса, который прошёл в стенах вуза. Но прежде, чем приступить непосредственно к практической части – изготовлению установок и агрегатов – ребята на протяжении двух месяцев занимались в Технопарке по руководством закреплённых за ними кураторов от университета. Организаторы отметили, что школьники просто «горели» своими проектами – вместо отведённых полутора часов на разовое занятие задерживались на 3-4 часа, желая узнать ещё что-то новое.
- Участники меня просто поразили своим энтузиазмом и работоспособностью, - рассказала Мария Козлова. – Понятно, что не всегда хватает знаний, ведь они ещё школьники, но очень радует желание эти знания получать. Когда у детей горят глаза, ты понимаешь, что двигаешься в правильном направлении – для нас это самое главное.
К слову, команды юных инженеров в большинстве были смешанные – из разных школ, а некоторые участники- студенты-первокурсники, что вполне допускалось правилами конкурса.
Все представленные проекты были по-своему интересны, оригинальны, и самое главное – полезны для применения в обычной жизни. Например, команда «Экстрим» представила установку для вырезывания плоскостных фигур из пенопласта, которые можно использовать в оформлении вывесок, стендов и так далее; команда из Ванино «Поколение NEXT» предложила тепловой генератор, который может пригодиться в дальнем походе в лес – он вырабатывает электричество от горячих углей или нагретых камней, и через подключенное к нему устройство можно заряжать телефоны и другие гаджеты; команда «220 вольт» представила аппарат, увеличенная копия которого может пригодиться в сейсмоопасной зоне – он стабилизирует колебания здания; ребята из команды «Электро» придумали специальный модуль на глушитель автомобиля, с помощью которого вырабатываемое им тепло преобразовывается в электрическую энергию – и вновь подаётся «на нужды» транспортного средства. Команда инженеров под названием «Уникум» создала манипулятор для тафтинговой прошивки композитных материалов, используемых в авиастроении – тафтинг, не уступающий по качеству другим способам крепления, по мнению юных изобретателей, обойдётся дешевле и позволит снизить затраты на производстве. Команда «Математик Ларри» создала одноимённую обучающую электронную игру для изучения детьми таблицы умножения. Примечательно, что программисту – Ярославу Сидоренко – всего 13 лет. Его отметили специальным призом «За лучшую дизайнерскую работу».
Жюри во главе с ректором КнАГТУ оценивали конкурсные работы по нескольким критериям, среди которых – аргументированность в защите проекта, качество изготовления, дизайн, практическое применение, обоснованность коммерциализации. В итоге наибольшее количество баллов заработала команда школы № 3 «GCube»в составе Маши Дядик, Андрея Козик, Коли Лысова, Дениса Масникова и Алексея Япрынцева со своей полуавтоматической гидропонной установкой для выращивания растений в домашних условиях. При гидропонном способе, как рассказали ребята, не требуется почвы, чтобы вырастить, например, куст салата – в своей установке они использовали кокосовые волокна. Себестоимость его гораздо ниже других субстратов, также установка очень экономична в плане затрат электроэнергии, поэтому, по словам победителей, может окупить себя уже за два месяца.
Другие участники финала были награждены специальными призами в различных номинациях от «Союза машиностроителей», «Агенства содействия инновациям», а симпатии зрителей были отданы команде «Электро».
По словам организаторов, конкурс научно-технических проектов «Юный инженер» в целом, несмотря на мелкие недочёты, вполне удался, и после «работы над ошибками», уже в начале следующего года планируется запустить его ещё раз. Финал, возможно, приурочат к проведению весеннего «Технофеста» в Комсомольске-на-Амуре.