Сироты в Биробиджане годами не могут получить квартиру (ФОТО; ВИДЕО)
Биробиджанские сироты объединились в группу и законным способом пытаются реализовать свое право на благоустроенное жилье, положенное им при достижении 18-летнего возраста.
Накануне корреспондент DVhab.ru встретился с группой биробиджанских сирот, которые достигли 18-летнего возраста, но не могут получить квартиры, положенные им по федеральному законодательству. Встречу организовала общественная активистка, попросившая не афишировать свое имя во избежание возможных неприятностей.
В помещении одного из биробиджанских общежитий собралось несколько человек, имеющих статус детей-сирот. Среди собравшихся преобладали молодые женщины. У каждой своя, трогающая за душу история.
- Меня зовут Дарья, мне - 22 года. Когда мне было семь лет, мою мать лишили родительских прав за аморальный образ жизни. Меня определили в Валдгеймскую школу-интернат, там я училась до 11-летнего возраста. Потом меня взяли под опеку. Я жила в Биробиджане, училась в первой школе. Затем поступила в Хабаровское железнодорожное училище, - рассказала Дарья.
По ее словам, она была прописана в одной из квартир дома № 19 по биробиджанской улице Саперной, но по этому адресу не проживала. Родственники молодой женщины, проживавшие там, за услуги ЖКХ не платили. Долги за коммунальные платежи накапливались.
- В 2014 году я пришла в гости к своей тете, и в эту квартиру нагрянули судебные приставы. Они сказали мне, что на мне висит долг, а я об этом даже не знала. У меня арестовали банковскую карту, стали снимать с нее денежные средства. Я родила ребенка - с меня списывали "детские". Потом они делали возврат, когда я приносила справку с МФЦ. И стипендию таким способом снимали. На мой вопрос о происходящем судебные приставы пояснили, что с моих родственников нечего взять, поэтому расплачиваться должна я, - пожаловалась Дарья.
Общественная активистка помогла ей собрать необходимые документы для привлечения внимания прокуратуры. Дарья намерена судиться, чтобы освободиться от долгового бремени. Остро перед ней стоит и другая проблема - жилищная.
- По закону мне положена квартира. 30 августа 2017 года мне ее должны были предоставить по решению суда. Квартиру не дали. Я обращалась в органы опеки. Мне сообщили, что надо взять некое количество человек и поделить это число на что-то. Я поделила - получилось "20". Мне сказали, что через 20 лет я получу квартиру. Я обращалась в областное правительство, в прокуратуру, в приемную президента России. Пока ситуация не улучшается. Сейчас я подготовила обращение в Генеральную прокуратуру. Надеюсь на положительный исход, - сообщила Дарья.
В сложную жизненную ситуацию попала и 22-летняя биробиджанка Елена. Она стала сиротой с рождения (мама умерла), первое время жила в специализированном детдоме "Малютка", затем - в детском доме № 5.
- После девятого класса я поступила в технологический техникум. Здесь я получила две профессии. Сначала выучилась на закройщика. Так как мне негде было жить, поступила повторно, чтобы поселиться в общежитии. Сейчас я получила уже второе образование (продавец-кассир), но до сих пор не могу добиться квартиры. Пятого апреля 2017 года состоялся суд - я должна получить квартиру 30 декабря 2019 года. Но я в это не верю. Кто-то из знакомых сирот еще в 2015 году должен был стать обладателем своей жилплощади, но этого так и не случилось. Сейчас буду поступать в наш университет, где учиться - четыре года, - рассказала Елена.
32-летней биробиджанке Олесе в жизни пришлось испытать немало. Она родилась в Хабаровске. Когда ее мать лишили родительских прав, опекуном девочки стала ее тетя, "эвакуировавшая" Олесю из краевого центра в Биробиджанский район.
- В 2005 году я закончила училище. Мне было 19 лет, и мне должны были предоставить жилье в Биробиджане. Но судьба распорядилась иначе. Я воспитываю 11-летню дочь, скоро родится второй ребенок. До настоящего времени я перебиваюсь без своего жилья, хотя должна была получить квартиру до конца 2017 года - по решению суда, который состоялся в 2015 году. В правительстве ЕАО мне сказали, что финансирования нет, жилье не строится. Нужно ждать, но как долго - неизвестно. Как дальше выживать - не представляю, - рассказала Олеся.
К разговору о наболевшем подключился 24-летний Владимир, осиротевший в раннем возрасте. В 2011 году он закончил техникум. Когда парню исполнилось 18 лет, он стал добиваться от чиновников квартиры.
- Обращался со своей проблемой в правительство ЕАО, но получил только временное жилье. У меня - семья, дочке Таисии - год и четыре месяца. Я работаю, жена - в декретном отпуске. Мы по съемным углам скитались, затем перебрались в общежитие. Судился по поводу квартиры я в 2015 году, исполнительный лист - до конца 2017 года. Так и не дали нам чиновники квартиру, ссылаясь на нехватку средств, - рассказал Владимир.
Тревожную ситуацию прокомментировала биробиджанская общественная активистка. Она сослалась на федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей". В статье № 8 этого закона указано, что органом исполнительной власти субъекта РФ таким категориям граждан, достигшим 18-летнего возраста, однократно предоставляются благоустроенные жилищные помещения специализированного жилищного фонда. Но действительность вносит свои коррективы.
- Приходится добиваться жилья через суды. К сожалению, такое стало в нашем обществе системой. Многие сироты из-за своих заболеваний не могут правильно составить заявление в прокуратуру, чтобы их проблемой реально стали заниматься. Я стала помогать им по мере своих возможностей. Объединившись, реальнее добиться успеха, чем если бороться за свои права в одиночку, - сообщила общественная активистка.
Напомним, биробиджанский колясочник 15 лет не может выйти из дома. Житель областного центра Александр Одаев, имеющий инвалидность первой группы, отрезан от внешнего мира в своей квартире, расположенной на пятом этаже многоквартирного дома. Попытки решить проблему не принесли успеха - существование в четырех стенах продолжается.
Вадим Штейн - новости сайта dvnovosti.ru
Фото, видео: Вадим Штейн