Пустить контейнерные поезда через Нижнеленинское—Тунцзян подумывают в РЖД
В ОАО РЖД отмечают резкий рост в начале года контейнерных перевозок в направлении портов и погранпереходов Дальнего Востока и высокий спрос на такие отправки, превышающий возможности вывоза. Только на погранпереход Забайкальск стремится в семь раз больше контейнерных грузов, чем может передать ОАО РЖД.
Контейнеропоток на Восточном полигоне в адрес портов на Дальнем Востоке увеличился в январе (по итогам 24 дней месяца) на 80,9%, сообщил замгендиректора ОАО РЖД Алексей Шило. Свой вклад вносят и три дополнительных контейнерных поезда, назначенных в прошлом году в этом направлении и сохраненные на весь 2023 год, отметил он. Господин Шило также обратил внимание на более низкую базу для сравнения — в январе 2022 года российская логистика еще не перестраивалась на восток.
По китайским пунктам пропуска спрос в разы превышает те параметры, которые согласованы китайской стороной, подчеркивает он. На лесные грузы — пиломатериалы, фанеру, шпон и так далее — сейчас приходится 70% перевозок грузов в контейнерах на Восточном полигоне. По словам Алексея Шило, на февраль намечено совещание с «Китайскими железными дорогами», и ОАО РЖД будет просить о росте числа контейнерных поездов через Забайкальск до десяти в сутки. Также обсуждается возможность загрузки погранперехода Нижнеленинское—Тунцзян (находится в Еврейской автономной области) изначально создававшегося под перевозку только угля и руды, контейнерами и лесными грузами.
Участники рынка подтверждают тренд на рост отправок, хотя по-разному оценивают его темпы. В компании «Евросиб СПб-Транспортные системы» говорят, что отправки увеличились на 15–20%.
- В период перед китайским Новым годом, примерно за полтора месяца, традиционно наблюдается всплеск грузопотока в Китай. В сам китайский Новый год происходит существенное замедление грузопотоков. Поэтому приведенная динамика закономерна,— говорит директор по стратегии и развитию FESCO Максим Шишков.
При этом участники рынка видят разные способы приведения реального контейнеропотока в соответствие со спросом.
- Одним из инструментов может стать увеличение веса контейнерного поезда через увеличение количества вагонов, контроль заполняемости. Очевидные инфраструктурные решения — с увеличением мощностей, выбором участков — весьма долгосрочная тема, которой нужно заниматься серьезно. Стоимость непринятия решений в прошлые годы весьма высока, что сейчас и ощущается,— полагают в «Евросибе».
Ключевая задача — увеличить количество согласовываемых заявок на отправку платформ в направлении Дальнего Востока, считают в «Трансконтейнере» (входит в ГК «Дело»).
- Необходимо развивать новые маршруты — например, погранпереход Нижнеленинское с потенциальной пропускной способностью в одну-две пары контейнерных поездов в сутки. Регулярные контейнерные перевозки через этот пункт пропуска позволят разгрузить Забайкальск,— говорят там.
Важно наращивать груженый экспорт из России через стыки Казахстана с Китаем взамен порожних перевозок: грузовая база по экспорту в Казахстан и транзиту в КНР есть, требуется согласование дополнительно полутора груженых контейнерных поездов в сутки на вагонах «Трансконтейнера» с февраля 2023 года со снижением отправок порожняка. Последние две меры, говорят в компании, создают резервы для пропуска более 100 контейнерных поездов в месяц.
Напомним, что ранее по новому российско-китайскому железнодорожному мосту через Амур прошел пробный поезд. 15 ноября российский локомотив совершил тестовый прогон в Китай через железнодорожный пункт пропуска Нижнеленинское - Тунцзян.