Бизнес, налоги и «кремлевские башни»: политэкономия для «чайников» с Александром Альдиевым
Пока бизнес пытается выживать в условиях кризиса, страна становится свидетелем очередного раунда борьбы за власть и ресурсы между «кремлевскими башнями».
Во время недавних выборов президента Путина кандидаты выступали за поддержку бизнеса, введения запрета на усиление налогового бремени и снижение административных барьеров для него. Но как только члены избиркомов завершили подсчет голосов, как в федеральных СМИ пошла информация о том, что Минфин предложил включить в налоговый кодекс шесть новых сборов.
Кандидатами на повышения статуса стали: экологический и курортный сборы, сбор в систему «Платон», платежи операторов связей, плата за негативное влияние на окружающую среду и утилизационный. Предполагается, что эта мера повысит собираемость этих сборов и позволит сделать их более предсказуемыми, так как изменение ставок по ним будет регулироваться Госдумой, а не постановлениями правительства. По мнению же представителей бизнес-сообщества это приведет к усилению административных барьеров, а также усиления ответственности за неуплату этих сборов, вплоть до уголовной.
Прокомментировать это сообщение я попросил Евгению Четверикову, руководителя бухгалтерской фирмы.
- По большому счёту все перечисленные платежи уже выплачиваются бизнесом, и большой необходимости включения в налоговый кодекс нет. С другой стороны на фоне потока различных нормативных актов, которые уже влияют на налоговое бремя и бухгалтерский учет, говорить о влиянии на бизнес этих предложений преждевременно. Непонятно в каком виде они дойдут до налогового кодекса, и дойдут ли вообще, - считает она.
Ведомый привычкой искать во всём конкретный интерес конкретных людей, я узнал, что суммарно поступления в федеральный бюджет по этим 6 сборам в 2017 году составила 255 миллиардов рублей. Доля скандально известной системы «Платон», оператором которого является частная компания, составила 19,8 миллиардов рублей. Понятно, что до такого куша было допущено предприятие, владельцы которого являются «особами, приближенными к императору».
Непонятно чем они провинились? Тем, что покусились на исполнение государственной функции сбора платежа, пусть и нового. Сегодня один платёж забрали, а потом и все остальные. А там уже нужно доказывать необходимость собственного ведомства для государства. В данном случае говорим о Федеральной налоговой службе (ФНС), которой руководит Михаил Мишустин. Сбором налогов (а платежи в систему «Платон» по сути дела таковыми и является) по мнению большинства граждан страны должен заниматься государственный орган, а не откупщик. На этом фоне ФНС не стоит ничего доказывать, но, несмотря на кажущуюся незыблемость позиций службы, в её спину «дышит» Сбербанк.
Герман Греф, руководитель «Сбербанка», судя по всему, хочет осуществить многовековую мечту теоретиков социализма-утопизма о руководстве государством посредством банков, а не через государственные органы. Для этого он предпринял вполне конкретные действия, модернизировав самое крупное российское кредитное учреждение и сделав его самым высокотехнологичным в нашей стране. Уже несколько лет идут разговоры о том, чтобы передать Сбербанку функции выдачи-замены паспортов и сбора налогов. С учетом развития цифровых и банковских технологий, размера филиальной сети Сбербанка эти разговоры уже не кажутся только разговорами.
Кроме того Сбербанк уже является коммерческой организацией, и ему не надо как ФНС перестраиваться на коммерческие рельсы, по недавнему совету этой службе господина Шувалова. На этом фоне позиции ФНС и её руководителя уже не кажутся такими прочными, и надо доказывать собственную необходимость. А этому как никогда помогают итоги недавно состоявшихся выборов президента Путина. Такого сокрушительного разгрома на выборах сторонники либеральных идей в нашей стране не переживали: суммарные три процента Собчак, Титова и Явлинского явно и недвусмысленно говорят о том, что народ не хочет идти по праволиберальному пути. Не ошибусь, написав о том, что дополнительные проценты Путину принесло и его «самовыдвижение», а не использование возможностей праволиберальной по сути, партии «Единая Россия».
Неутешительны итоги выборов и для сторонников левых идей: 11 процентов Грудинина никак не обязывают Путина начинать строительство социалистического государства. По этим самым причинам он свободен в выборе своих действий, планов и исполнителей. А это приведёт к переформатированию властных группировок и борьбе между ними «за место под солнцем».
А пока всё это будет происходить, предпринимателям «на земле» нужно выживать, так как если какие-то положительные сдвиги в экономике могут и случиться, то не сразу. Слишком велика сила инерции государственной машины, частью которой и является Государственная Дума, ежедневная принимающая в среднем по 36 законов.
Александр Альдиев, новости Хабаровска на DVHab.ru