Первый в Хабаровске трамвай до сих пор эксплуатируют (ФОТО; ВИДЕО)
Днем рождения трамвая считается 16 мая 1881 года. Журналисты DVhab.ru посетили хабаровское трамвайно-троллейбусное управление и разыскали самые уникальные экземпляры, на которые приезжают смотреть даже москвичи.
Днем рождения трамвая считается 16 мая 1881 года. С тех пор этот вид транспорта умер во многих городах России, а в некоторых настолько изменился, что теперь его и не узнать. Журналисты DVhab.ru посетили хабаровское трамвайно-троллейбусное управление и разыскали самые уникальные экземпляры, на которые приезжают смотреть даже москвичи.
Первый в мире городской рельсовый транспорт начал перевозить пассажиров в Берлине в 1881 году. В Хабаровске он появился значительно позже.
Первый трамвай в Хабаровске еще в деле
Это удивляет, впечатляет и совсем не фантастика – в городе до сих пор эксплуатируется самый первый представитель рельсового транспорта в регионе. Он не перевозит пассажиров, но все равно периодически выходит на линии - просто теперь у него другая работа.
- МТВ-82 — советский высокопольный вагон. Выпускались такие на московском трамвайном заводе. Уже не помню год его выпуска, но он самый старый из тех, что у нас есть сейчас. Раньше был пассажирский, но потом устарел морально, и его переделали в спецвагон. Ему поставили сверху вышку, чтобы энергослужбы обслуживали контактный провод. Он полностью рабочий, - рассказал Павел Березовский, главный инженер предприятия.
Первый прототип такого трамвая был построен в 1946 году на военном заводе № 82 - отсюда индекс в названии вагона. Работали МТВ-82 во многих советских городах до конца 1970-х годов. К слову, в Москве их пассажирская эксплуатация продолжалась аж до 1981 года.
И пусть хабаровский МТВ-82 относится теперь к спецтехнике, однако среди пассажирских трамваев города до сих пор есть экспонаты, ради которых приезжают специалисты из крупнейших городов России.
Сорокалетние трамваи еще в строю
"Старожилами" рельсового транспорта дальневосточной столицы являются 13 вагонов РВЗ-6. Первые экземпляры этой модели были выпущены в 1960 году, а отправлять на службу в города их перестали через 28 лет. Некоторые вагоны попали и в Хабаровский край.
- Наши РВЗ-6 были ведены в эксплуатацию в 1978 году. Срок их службы 16 лет, а нашим уже 40. Поневоле пришлось сохранить. Они прошли капитально-восстановительный ремонт на авиационном заводе в Комсомольске. Вагоны приходилось разбирать до каркаса и снимать всю обшивку. Однако они еще работают и способны обслуживать все маршруты города. В прошлом году к нам приезжал специалист из Москвы, осмотривал их. Для западных регионов - это уже история и им удивительно видеть подобное, - сообщила Светлана Простокишина, начальник трамвайного депо.
Никто не станет отрицать, что они не ломаются, все же возраст транспорта необходимо учитывать. Все специалисты это подтверждают. В настоящее время один из них находится в цехе категорийных ремонтов.
- Когда у трамвая набегает определенный километраж, то он должен быть поставлен на один из видов ремонта, если нужно, то ему меняют узлы и агрегаты. Есть у нас и заготовительный участок, то есть можно сделать определенные детали. После ремонта трамваи принимают комиссионно и обкатывают без пассажиров, - отметила Светлана Простокишина.
Чуть младше этих трамваев модели с Усть-Катавского завода - КТМ. Они прибыли в Хабаровск с 1985 по 1987 годы. В настоящее время в управлении 19 таких вагонов.
- С современными трамваями их некорректно сравнивать, а вот между собой - в самый раз. РВЗ имеют пневматический тормоз, который более чувствителен к холоду. У КТМ система более современная и позволяет избегать многих проблем в зимнее время. Дело в том, что трамваи хранятся у нас на открытой площадке. Вечером в цеху их осматривают, проводят ежесуточный осмотр электрооборудования, тормозной системы, устраняют поломки, о которых заявили вагоновожатые. Потом водитель-перегонщик выставляет вагон на парковый веер - открытую площадку, - продолжила Светлана Простокишина.
Переломный момент для трамваев Хабаровска
Есть в дальневосточной столице рельсовый транспорт, на который практически нет жалоб. Правда, здесь без чудес – речь идет о КТМ-623. Это самые современные модели, что есть в городе. Кто-то может сказать, что весь секрет в их новизне, но дело не только в этом.
- При прежнем руководстве, то есть до 2010 года, обновление парка практически не происходило. Да, в 2009 году нам поступили восемь вагонов ЛМ-99 из Санкт-Петербурга, но они оказались неудачные. Хрупкие рамы, сами сыпятся. Даже старый рижский вагон был лучше. В 2009 году многие города вообще отказались от их эксплуатации, - рассказал Павел Березовский.
Новые и современные трамваи начали поступать в Хабаровск только после прихода на пост директора управления Николая Илющенко. Благодаря его ходатайствам в город поступило уже больше десяти вагонов.
- При покупке рельсового транспорта мы пишем необходимые характеристики, которые требуются. У нас тяжелые и сложные участки для движения из-за подъемов в городе. А также суровые минусовые температуры. С завода приезжали наладчики, которые рассказывали, что для каждого региона у них свои испытания вагонов. При вводе в эксплуатацию мы обязаны обкатать 50 километров без пассажиров, а потом только подписываем акт приема, - добавил Павел Березовский.
Отметим, в своем роде хабаровское трамвайно-троллейбусное управление является уникальным - из-за большого разнообразия действующего рельсового транспорта различных лет. Редко списывать трамваи удается благодаря высококлассным специалистам предприятия.
Справка
16 мая 1881 года на окраине Берлина, между Лихтерфельдом и Кадетским корпусом, прошел первый в мире электрический трамвай. Так было открыто пассажирское движение на первой в мире электрической железной дороге, что позволило заменить конную тягу на электрическую.
Трамвай, двигавшийся со скоростью 30 км/ч, за первые три месяца перевез более 12 тысяч пассажиров. Он, как и первый электровоз, двигался от электричества, поступавшего по рельсам. Привычная нам модель с дугой и проводами появилась в 1890 году. Трамвай как вид пассажирского транспорта очень быстро распространился по всему миру.
Александр Неделько, новости Хабаровска на DVhab.ru
Фото: Евгений Переверзев
Видео: Александр Неделько и Евгений Переверзев