#5 — Самадин Гумбатов: Мы думали, что напечатаем протез на 3D принтере, и он заработает

Один из последних героев проекта "Без ПОНТОВЫЕ люди" - изобретатель протезов и владелец школы робототехники. Сегодня мы предоставим слово ему!

#5 — Самадин Гумбатов: Мы думали, что напечатаем протез на 3D принтере, и он заработает

Возраст: 24 года.
Родился: Николаевск-на-Амуре.
Учился: ДВГУПС.
Сейчас: владелец школы робототехники «Envi», изобретатель в области протезирования.


Вот и настал этот день - Хабаровск во всю отмечает свой юбилей! DVhab.ru продолжает поздравлять любимый город: напомним, что еще в первый день весны мы запустили проект под названием «Без ПОНТОВЫЕ люди». В рамках него мы рассказываем о людях, которые позволяет дальневосточной столице двигаться дальше. На очереди - изобретатель протезов и просто очень хороший парень, ему и предоставим слово!

DVhab.ru: Об изобретениях твоей команды практически нет информации в Интернете. Вы скрываетесь?
Гумбатов: Когда предлагаешь что-то новое без денежной подоплеки, направленное на улучшение жизни, необходимо собрать огромный список документов для сертификации. Мы поняли, что для тех, кто только начал двигаться в области протезирования, стоит внедрять свои изобретения сначала в массы. К нам приходит пациент, мы осматриваем его и уже специально для него печатаем протез. На данный момент мы сделали больше 25 протезов. Но это особо не афишируется.

DVhab.ru: Как тогда пациенты узнают о вас?
Гумбатов: Сарафанное радио. Многие родители учеников нашей школы робототехники знают о нашей деятельности. Также знакомые дают клич в соцсетях, и находится много желающих. Мы не позиционируем себя как протезное предприятие, медицинское оборудование. В этом случае нам было бы сложно работать в отношении государственных инстанций.

DVhab.ru: То есть сертифицировать изобретения ты не будешь?
Гумбатов: Все в процессе. К сожалению, сертификация убивает множество проектов. Это огромные денежные затраты, особенно для тех, кто только делает первые шаги. Без сертификации мы пока обходимся, так как нет рисков навредить пациентам, мы не вставляем иголки, не делаем операции. Протез, напечатанный на 3D принтере – это обычный пластик и микрочип, аналогичный тому, что используется в телефонах. 

DVhab.ru: Но экспертизы и проверки в любом случае необходимы?
Гумбатов: Да, мы ездили в «Сколково». Их команда тестировала наш продукт, тщательно изучала, помогала доработать детали. Вообще «Сколково» помогает не только своим ребятам, но и всем, кто нуждается в помощи. 

DVhab.ru: А школа робототехники – способ заработать, или у нее тоже есть какая-то цель?
Гумбатов: Главная функция школы – это обучение детей и поиск людей, которые бы с нами работали в области протезирования. Те, кто умен в программировании и кодировании, сидят дома за компьютером, их сложно найти. Поэтому мы приняли решение обучать людей самостоятельно и впоследствии забирать их в команду. Сейчас заканчивается учебный год, после которого трое наших учеников из старших групп будут работать с нами над новыми проектами. То есть мы даем будущее нашим ученикам, а не бросаем их после обучения.

DVhab.ru: И чем они будут заниматься?
Гумбатов: Эти ребята будут работать над одним из наших проектов. Новые протезы мы планируем запустить на презентацию уже в сентябре. Приоткрою завесу и скажу, что это биомеханика, работа с датчиками мышечных тканей. 

DVhab.ru: Ого, а медицинские знания не нужны?
Гумбатов: Нужны обязательно. В области протезирования много деталей. Пока в команде врачей нет, но мы регулярно приходим в краевые медучреждения на консультации с врачами. Есть связи в ортопедии, нейрохирургии, неврологии. Пока проекты в стадии формирования, нам достаточно просто консультаций с медиками. Но, конечно, в планах взять в штат врача.

DVhab.ru: На данный момент у вас два изобретения: протез руки и матрица под заливку черепно-мозговых травм?
Гумбатов: Да, черепно-мозговая пластина – наше недавнее открытие. Мы сделали ее совместно с коллегой из Краевой клинической больницы №2, с его подсказками. Здесь уже, конечно, медицинское направление, которое требует сертификации. Мы передали документы в Москву и надеемся, что в ближайшее время такие пластины появятся в больницах города.

DVhab.ru: То есть вы хотите внедрить в массы ваше изобретение?
Гумбатов: Конечно, а для чего тогда это все? Много врачей в Хабаровске уже одобрили нашу матрицу. Она упрощает операцию. Каждый пациент хочет, чтобы после операции все выглядело эстетично, а использование пластины не оставляет никаких следов. Также время от начала операции до выписки пациента из больницы сокращается в разы. 

DVhab.ru: Это удовольствие обойдется людям дороже обычной операции?
Гумбатов: Наоборот, гораздо дешевле. По сути это просто кусок пластика. Мы берем снимок, моделируем его и делаем пластину. Затраты минимальны. 3D принтер – это просто орудие труда. Самый трудоемкий процесс приходится на моделиста. 

DVhab.ru: Медицина будущего – это врачи и программисты в тандеме?
Гумбатов: В идеале да. Когда мы делали протез руки, нам пришлось обращаться к врачам из Владивостока. Они дали нам информацию по строению руки, анатомии. Сначала мы думали, что это просто: напечатаем протез, и он сам заработает. Но все оказалось сложнее, нужно было учесть все нюансы, отрегулировать аппарат под анатомию конкретного пациента. Мы самостоятельно разбирались в этом.

DVhab.ru: Это твое личное изобретение или применение уже готового макета?
Гумбатов: Я не скрываю, что мы переняли опыт у американцев. Когда только появилась идея создать протез, я связался со всемирной организацией «Enable», которая профессионально занимается протезированием. Мы нашли у них макет протеза на сайте и сделали уже свою вариацию модели. Да, все эти макеты находятся в открытом доступе, но мы все равно запросили разрешение на использование. Действительно, есть те, кто просто делает копии ради коммерческих целей, а есть те, кто переделывает эти модели, совершенствует. Моя команда относится ко второму типу.

DVhab.ru: Кто сейчас рулит сферой протезирования в России?
Гумбатов: Организации в стране, профессионально занимающиеся протезированием – «MaxBionic» и команда «Сколково» – «Моторика». Эти организации уже вышли на международный уровень. Хабаровск пока значительно отстает. Хотя мы понимаем, что к ним успех пришел тоже не за один день. Это достаточно долгий процесс. Нужно много и денег, и времени, чтобы привести свое изобретение в конечный продукт со всеми документами.  Поэтому мы ездим по разным городам и перенимаем опыт у других. 

DVhab.ru: Сначала это был интерес или великие цели?
Гумбатов: Мы с друзьями занимались 3D печатью. И решили, что надо бы как-то осветить, что у нас есть принтер, и мы можем и готовы сделать что-то полезное. Решили сделать интересный проект. Интересным оказался проект, который нужен людям, попавшим в трудную ситуацию. После создания первого протеза люди заинтересовались нами, начали сами звонить. Поэтому мы решили двигаться в этом направлении дальше.  

DVhab.ru: Можешь рассказать о первом пациенте?
Гумбатов: Как только мы решили заняться протезированием, мы написали во все соцсети о том, что мы ищем…модель. (смеется) Люди откликнулись достаточно быстро. И буквально за два дня мы нашли подходящего человека. Первый протез мы делали очень долго. Связывались с членами «Моторики», которые советовали нам, как сделать так, чтобы не переделывать заново. Первый протез мало того, что вообще не надевался, так еще был сделан не в том формате. Мы рассчитывали, что пациент его наденет, и протез начнет работать, но многого не учли. Мы работали в лаборатории, по несколько часов изучали его руку. Модернизировали протез, чтобы он соотносился с рукой, чтобы пальцы не были слишком большими, делали заплатки, чтобы предметы не соскальзывали. В итоге получился идеальный для него протез. Он мог сам регулировать силу хвата, сжатия. До потери руки герой катался на мотоцикле, и благодаря нашей работе он снова вернулся на байк. Причем пока мы не берем за протезы деньги.

DVhab.ru: Но любой труд должен оплачиваться, разве нет?
Гумбатов: Я считаю странным брать деньги с людей за создание того, что у них по умолчанию должно быть. Они и так лишились работы, а тут еще и крупные суммы на протез. Это издевательство какое-то.

DVhab.ru: Если все так сложно, то почему бы не уехать на Запад и работать в том же «Сколково», например?
Гумбатов: А здесь тогда кто этим будет заниматься? Мы хотим, чтобы в Хабаровске развивалось что-то новое и социальное. Я чувствовал себя героем «Звездных войн», когда сделал первый протез. (смеется) И мне так понравилось это чувство, что я не хочу переставать помогать людям.

DVhab.ru: А что люди могут дать взамен?
Гумбатов: Поддерживать проекты на улучшение жизни. Если мы все друг другу будем хоть немного помогать, то добра в мире станет больше. 


Беседовала Анна Отрощено