#1/2 — Никитин & Кочарян: Мы в самом начале музыкального пути
Ну что ж, день рождения Хабаровска позади, но мы продолжаем поздравлять наш любимый город! Когда стартовал проект DVhab.ru «Без ПОНТОВЫЕ люди», у нас даже и не возникало вопросов, какое интервью станет завершающим. Мы все любим этих ребят, а они - дарят городу отличную музыку. "Апрельские" чтения в июне - что может быть лучше?
Миша Никитин
Возраст: 36 лет.
Родился: Хабаровск.
Учился: и в Педуниверситете, и в Медуниверситете (не окончил ни один, ни другой).
Сейчас: музыкант, аранжировщик, руководитель группы "UP'рель".
Алиса Кочарян
Возраст: 27 лет.
Родилась: Хабаровск.
Училась: ДВГГУ («Филология»; «Логопедия»).
Сейчас: руководитель эстрадной студии «Жемчужина» (Дворец детского творчества «Маленький принц»); вокалист группы "UP'рель".
Ну что ж, день рождения Хабаровска позади, но мы продолжаем поздравлять наш любимый город! Когда стартовал проект DVhab.ru «Без ПОНТОВЫЕ люди», у нас даже и не возникало вопросов, какое интервью станет завершающим. Мы все любим этих ребят, а они - дарят городу отличную музыку. "Апрельские" чтения в июне - что может быть лучше?
DVhab.ru: Миш, давай начнём с тебя.
Никитин: Моё восприятие музыкальной индустрии здесь, в Хабаровске, никак за последнее время не изменилось. Рынка как не было, так и нет. Музыканты делятся на две категории: тех, кто пишет свою музыку и издает ее, гастролирует, расширяет аудиторию, и на тех, кто объединяются в кавер-группы. У вторых цель всегда одна - заработать деньги. Непосредственно к музыке, на мой взгляд, это имеет небольшое отношение. Я бы хотел говорить только о тех, кто делает свой продукт. Единицы авторов здесь что-то создают…. Почему? Да нет никакого смысла.
DVhab.ru: Все так грустно?
Никитин: Часто ты делаешь это только для себя и для друзей, на энтузиазме, который рано или поздно закончится. Параллельно тебе нужно работать, создавать семью, на твое увлечение нужны деньги, а общество вокруг говорит, что пора заниматься чем-то статусным… Мне сложно представить себе ситуацию в Хабаровске, когда ребенок подходит к родителям и говорит: «Мама, я всю жизнь буду сочинять стихи». Мама скажет, что это не серьезно, а когда ребенок вырастет, отправит его учиться в ДВАГС. Потому что сложно в Хабаровске состояться человеку как артисту, мостов для реализации задуманного не очень-то и много. Да, есть примеры успеха: для Владивостока это "Мумий Тролль", сейчас Макс Свобода обратил на себя внимание, посмотрим, что будет дальше. Для Хабаровска - Антон Беляев. Но они - не правило, а исключение. К сожалению.
DVhab.ru: А в чем причины? Где корень проблемы?
Никитин: Причин много и с одной и с другой стороны и круг в итоге замыкается. Местные авторы в большинстве своем не хотят или не могут создавать конкурентноспособный музыкальный продукт, как следствие - они не могут использовать все существующие каналы его распространения и ограничиваются только своими страницами в соц. сетях, но этой аудитории часто оказывается недостаточно, чтоб собрать на концерт в Хабаровске больше пятидесяти человек. Давайте посчитаем - 50 билетов, пусть даже по 300 рублей - это 15000, 4 концерта в год - это 60.000 рублей, можно ли развиваться и жить на эти деньги коллективу, например, из 5ти человек? Конечно, нет. Могут ли при таком раскладе появляться специалисты, которые занимаются звукозаписью, ремонтом и настройкой оборудования, инструментов, организаторы концертов местных коллективов, фестивалей, клипмейкеры, пиарщики? Нет. А если нет музыкального продукта, который хорошо придуман, хорошо звучит и выглядит - нет аудитории, организаторы городских концертов, радиостанции, телекомпании никогда не возьмут такой продукт в оборот. Какой выход? Искать работу или начинать играть каверы, чтоб часть заработанных денег пустить на производство своего, но и этого энтузиазма надолго не хватит. К тому же, в какой-то момент тебе начинает казаться, что все так и должно быть - ты играешь всем известные песни (чужие!), тебя зовут выступать в клубы, на корпоративы, появляются деньги, люди счастливые танцуют. Но это не твоя заслуга, а тех, кто песни классные написал и распространил, ты просто этим пользуешься, причем бесплатно.
DVhab.ru: Ты против «как бы музыки»?
Никитин: Я за равновесие, но в рамках одного коллектива это не всегда возможно, если ты с утра до ночи играешь каверы, тебе уже не до творчества, ты просто перестаешь понимать, где хорошо, где плохо и просто идешь на поводу у людей в барах на свадьбах и корпоративах.
DVhab.ru: После таких слов не боишься прослыть не-патриотом малой родины?
Никитин: Ну как же меня можно назвать не-патриотом? На всех концертах вне Хабаровска я говорю, откуда я, приглашаю всех к нам в город. Я очень люблю Хабаровск, честно.
DVhab.ru: Не могу не задать очевидный вопрос. Ты остаешься в Хабаровске, потому что привязан душевно, или потому что ты - неудачник. Извини за грубость, но я не первый и не последний, кто именно так сформулирует причину твоего здесь пребывания.
Никитин: Я искренне считаю, что если ты хочешь реализоваться на музыкальном поприще, ты должен быть не здесь. Невозможно полететь в космос, если рядом нет Звездного городка. И чем раньше ты это осознаешь, тем короче будет путь к успеху. Менять клубы с кавер-программой по пятницам и субботам здесь на аналогичные там я не хочу. Переезжать в Москву, весь день работать в офисе, а по вечерам переключаться и творить музыку, - тоже не мой вариант. Я так жил, работая на радио и телевидении, и считаю этот период достаточно безответственным отношению к моей музыке. Да, было написано несколько хороших песен, но далеких до идеала (в нашем, естественно, понимании). Поэтому я отказался от лишнего и трачу все время на музыку, периодически предпринимая попытки съездить в Москву, в чем-то поучаствовать. Получается ли это у меня? Иногда. Чаще - нет. Но я не оставляю попыток.
DVhab.ru: А как ты понимаешь, по каким критериям, что что-то получилось или не получилось?
Никитин: Во-первых, по желанию людей посетить мой концерт. Анализируем соцсети, смотрим на раскладку заходов к нам на странички в соответствии с географией.
DVhab.ru: «Местоимение», «Вальс на прощание» #альбомкоторогонебыло. Что это, и круто ли "быть в iTunes"?
Никитин: Пришло время собрать воедино всё то, что у меня было разбросано в разном качестве, по разным носителям. Послушал, как это звучало когда-то тогда, и перезаписал с учетом того, что сейчас 2018 год на дворе, но и учитывая дух и мои настроения времени, когда это было написано. В течение года мы выпустим около 8ми синглов - нет цели выбросить в пространство единомоментно всё разом, нужно ж и новое записывть. Что касается iTunes, то странно, скорее, когда сингл не появляется на этой площадке, нежели когда он туда попадает. Платишь 10 долларов за трек (чуть больше - за альбом), и он продается на всех цифровых прилавках. Всё просто.
DVhab.ru: Люди готовы платить за музыку?
Никитин: Да, но на себе мы этого не ощущаем. Максимум на что хватает заработка с цифровых продаж - это каждый год покрывать затраты на размещение треков на виртуальных площадках.
DVhab.ru: Руки не опускаются?
Никитин: Я верю в то, что сорву куш. Терпение и работа… Сейчас - ничего, потом - ничего, потом - снова ничего, а после - в 10 раз больше, чем есть у тех же самых кавер-групп.
DVhab.ru: А что для тебя есть успех?
Никитин: Для многих людей мой успех - это, например, записанная с Леной Ваенгой и спетая на телеканале «Россия» песня или удачный эпизод на шоу «Песни». А для меня - новая песня, которую удалось хорошо придумать и записать и собранный в прошлом году зал ГДК (интервью писалось до концерта Никитина в «Velicano»). А еще важна регулярность. Если бы я понимал, что группу хотят слышать со своей музыкой, например, 6 раз в год на разных городских площадках, не только в Хабаровске - это было бы хорошим мотиватором.
DVhab.ru: Идеальный концерт - это….
Никитин: Когда приходят послушать даже не знакомые песни, и говорят «Класс!». Это же круто, когда ведутся не на хиты, а на качественный продукт, - я сам из таких слушателей. Хочу ли я, чтобы меня любили за то, чем я живу? Конечно, да. Людям, которые прямо сейчас занесли руки над клавиатурой с целью написать какую-нибудь гадость в комментах обо мне, моей группе или музыке, хочу сказать: ребят, я в курсе, что часто делаю что-то не так! У меня с музыкой сложные отношения: многое не получается, я это признаю. Расслабьтесь.
DVhab.ru: Всё ли ты делаешь, чтобы распространить музыку, расширить аудиторию?
Никитин: Нет. Увы. Вот, например, история с Ваенгой. Записали неплохую песню, думали, - всё, дело сделано. Там были выступления на федеральных каналах, были ротации на нескольких федеральных радиостанциях… Конвертировалось ли это как-то? Нет. Разве что, поняли, что это была не наша аудитория: приходят женщины на наш концерт, ждут «На кухне играет радио», а мы им играем «Минуты счастья»… После мы пошли на проект «Главная сцена»: главное, что там с нами случилось, это кавер «Мальчик с девочкой дружил» Корнелюк, песня хорошая получилась. Что касается "Песен" на ТНТ, - когда в самом первом выпуске меня сливали после исполнения «Белого и пушистого», была одна надежда, что жюри зацепятся за меня, как за автора, нежели исполнителя! В принципе, так и вышло.
DVhab.ru: А ты в какой точке сейчас находишься? Что это - начало или середина пути?
Никитин: Начало, и меня это не парит. Отчет веду от «Минут счастья» - нашей первой нормально записанной песни, ей 2 года. Когда я в процессе написания песни - мне хорошо, когда не делаю этого - мне физически хреново.
DVhab.ru: Значит, то, что было раньше, это не провал.
Никитин: Подобные проекты - это экзамен, они бодрят! Хочется делать больше и лучше. Участие в телешоу мобилизует.
DVhab.ru: Алиса, ты в этом году тоже отметилась попаданием в телевизор. Точнее, ребенок из твоей вокальной студии (речь о Яне Пак).
Кочарян: Мы каждый год отправляем заявку на «Голос», детскую «Новую волну». Это был стресс, мы не знали, к чему готовиться. Уже на месте, в Москве, поняли, что не так-то все и страшно. Уровень у детей, конечно, крутой: многие из них уже либо где-то победили, либо поучаствовали.
DVhab.ru: Получается, что ты возила в Москву сначала Никитина, потом Яну?! Двойной стресс.
Кочарян: Причем, за Яну я переживала меньше! Я знала, что она, в отличие от Миши, не боится.
Никитин: Ну и на Яне она не рыдала! А я ее своим выступлением довел до слез!
DVhab.ru: Что ты сказала своим ученикам по возвращении?
Кочарян: Я собрала детей и объяснила им, что подобные шоу - это не самоцель. Не лестница к вершине шоубизнеса и не оценка твоих умений. Короче, не стоит переоценивать значимость передачи. Жаль, что в Хабаровске нет чего-то даже близко похожего на детский шоу-бизнес. К нам на репетиции приходит Никитин и рассказывает ребятам, как создаются песни, что есть мелодия и текст, зачем нужно ходить в музыкальную школу, - всего этого им никто не объяснит. Чтобы отправить ребенка на какой-нибудь проект, часто прежде нужно отправить студийную запись, а где и как ее сделать хорошо - не всем понятно.
DVhab.ru: Количество, как известно, переходит в качество. Значит ли это, что нужно участвовать во всех конкурсах?
Кочарян: Участие в хабаровских - почти ничего не дает: пустые залы и один и тот же состав жюри…. Оценивают только лишь вокал - а это не самое важное! Моя мечта, чтобы в нашем городе появился многофункциональный продюсерский центр. Ребенку нужно преподавать все - инструмент, речь, вокал, танцы, основы звукозаписи, историю популярной музыки и тд. Нужно растить артиста, а не вокалиста. В рамках муниципальных учреждений это сделать сложно. Дети ходят на наши «апрелевские» концерты, смотрят, как отработать не одну песню, а двухчасовой концерт.
DVhab.ru: День города позади, но ваше пожелание ему будет завершать наш проект «Без ПОНТОВЫЕ люди», так что постарайтесь быть оригинальными.
Никитин: Хабаровчане, начните ходить на концерты местных групп. А вы, местные группы, начните уже давать эти самые концерты! Выпускайте свои треки! А вы, местные радиостанции, начните уже, наконец, эти треки брать в ротацию!
Кочарян: И тогда, быть может, 2018 год станет отправной точкой в развитии музыкальной индустрии в Хабаровске.
Беседовал Денис Ковалев