Хабаровские авиаторы МЧС доставили обломки загадочного самолета из тайги Сихотэ-Алиня (ФОТО)
Пилоты Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России выполнили уникальную операцию по извлечению и доставке из дальневосточной тайги в Советско-Гаванском районе авиационных двигателей самолета Ли-2, пропавшего в сороковых годах прошлого века. Место крушения было обнаружено участниками поискового отряда «АвиаПоиск».
Пилоты Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России выполнили уникальную операцию по извлечению и доставке из дальневосточной тайги в Советско-Гаванском районе Хабаровского края авиационных двигателей самолета Ли-2, пропавшего в сороковых годах прошлого века. Место крушения воздушного судна было обнаружено участниками приморского поискового отряда «АвиаПоиск».
Экипаж вертолета Ми-8 и группа специалистов Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России при помощи внешней подвески перевезли из труднодоступной местности Сихотэ-Алиня четыре двигателя общей массой 2 000 килограммов и части самолета.
Полет выполнялся в достаточно сложных условиях: горная местность, тайга. Для работы вертолета была подготовлена минимальная площадка, квадрат 50 на 50 метров очистили от деревьев. Экипажу под руководством командира воздушного судна Александра Щеглова требовалось работать очень точно и ювелирно. Детали были разбросаны в разных местах. Поэтому их сначала выпилили из обломков остова самолета, а затем уже с помощью вертолёта и внешней подвески по одному собрали вместе. Некоторые из них уже вросли в землю. Ближайшая дорога находилась в 40 километрах от места крушения. Ставить двигатели тоже пришлось на ограниченную площадку, зависая над кузовом автомобиля.
- Этот самолет стал одним из самых загадочных на счету «АвиаПоиска». Когда произошла катастрофа, транспортный самолет Ли-2 перевозил два авиационных мотора АМ-34НБ. Такие устанавливались на летающих лодках МБР-2. Есть предположение, что в лесу экипаж пытался посадить воздушное судно в долине реки, но его двигатели остановились и самолет разбился, - сообщил Ярослав Ливанский, командир приморского поискового отряда.
При каких обстоятельствах произошла авиакатастрофа, предстоит еще выяснить. Судя по состоянию обломков, членам экипажа вряд ли удалось выжить. От удара о землю кресла, штурвалы и приборная доска были сильно повреждены, фюзеляж самолета разорвался на куски и загорелся. Один из лежащих в салоне моторов АМ-34НБ, сорвало с креплений, и он всей массой влетел в кабину летчиков, смяв ее до самого носа, и перемолотив весь приборный ряд.
Впереди у поисковиков большая работа с военными архивами, подготовка запросов в разные ведомства, чтобы установить по номерным знакам на найденных агрегатах, кому принадлежал самолёт, имена членов экипажа. Тела погибших лётчиков, а также личные вещи и парашюты, как обязательный атрибут снаряжения членов экипажей ВВС, не были найдены на месте разрушенного Ли-2. Возможно, что члены экипажа были давно захоронены. Но, а пока в память о погибших пилоты Ми-8 оставили на месте крушения молитву и православную икону «Живый в помощи Вышняго».
- Как говорят в авиации: «Летчики не умирают, они улетают в полет и не возвращаются». И, помогая поисковым отрядам в их исследовательской работе, мы также отдаем дань памяти тем, кто ушел из жизни, выполняя свой служебный долг. Чтим всех наших летчиков, которые отправились в последний полёт во времена Великой Отечественной войны, и уже после. Стараемся соблюдать традиции. В этом году это уже не первая операция, проведенная по инициативе Арктического авиамузея совместно с дальневосточными авиаторами МЧС и поисковиками. Недавно на Курильских островах мы также помогали вывезти останки бронетехники, танка времен Второй мировой войны, с острова Итуруп, - поделился Виталий Плотников, начальник Хабаровского авиационно-спасательного центра МЧС России.
По модификации разбившегося самолета Ли-2 поисковики предполагают, что катастрофа могла произойти не позже 1949 года. Среди обломков турели был обнаружен патрон пулемета УБТ 1941 года выпуска, а один из моторов выпущен в 1942 году. Обнаруженные на месте катастрофы номерные детали существенно облегчат работу по восстановлению картины произошедшего, и помогут установить личности и судьбу пилотов, чтобы увековечить их память.
Напомним, командир поискового объединения "АвиаПоиск" Ярослав Ливанский рассказал о необычной сложности в работе. За этот год ему удалось обнаружить три самолета и найти останки экипажей.