Не хотим, как «Аркаим»: почему гибнут заводы в Хабаровском крае

Крупнейший в крае лесоперерабатывающий завод «Азия лес» медленно идет ко дну - после того, как его руководителя в марте этого года отправили за решетку. Фургал пообещал поддержку, но результата пока нет. DVhab.ru узнал о судьбе «Азия леса», а также других проблемных предприятий края, которые вынуждены высвобождать кадры.

Не хотим, как «Аркаим»: почему гибнут заводы в Хабаровском крае

Крупнейший в крае лесоперерабатывающий завод «Азия лес» медленно идет ко дну - после того, как его руководителя в марте этого года отправили за решетку. Треть сотрудников предприятия уже лишились работы. Оставшиеся не раз выходили на митинг и просили о помощи губернатора. Фургал пообещал поддержку, но результата пока нет. DVhab.ru узнал о судьбе «Азия леса», а также других проблемных предприятий края, которые вынуждены высвобождать кадры.

«Азия лес», наряду с «Аркаимом», - самое мощное лесоперерабатывающее предприятие края. До коррупционного скандала, из-за которого в СИЗО отправились бывший зампред правительства Василий Шихалев и руководитель завода Александр Пудовкин, там работали больше 350 человек, но за последние несколько месяцев уволились уже 135 работников. Этому есть объяснение.

- Проект «Азия леса» несколько лет назад был включен в перечень приоритетных инвестиционных проектов, сейчас соглашение с ними в стадии расторжения. Они не выполнили условия, обязаны будут вернуть деньги, - заявил в апреле Сергей Фургал.

Предприятие лишилось определенных преференций: получение лесных участков без конкурсов, налоговых послаблений. Отметим, что реализация проекта «Азия лес» предполагалась с 2012 по 2016 годы, но тогда в дело вмешался кризис: санкции, падение курса рубля, задержка финансирования со стороны основного инвестора. Так, планировался ввоз оборудования европейского производства. Последнее, кстати, было доставлено лишь в декабре 2018 года. В совокупности в проект вложили больше средств (8,2 миллиардов рублей), чем задумывалось изначально (3,73 миллиарда). Примерно 2,9 миллиарда - деньги «Азия леса», остальные - заемные.

- Основная претензия к «Азия лесу» была в том, что, не реализовав инвестиционный проект, предприятие пользовалось субсидией. Завод оказался в очень сложной ситуации из-за кризиса. Хотя отдам должное предыдущему правительству, они пытались как-то посодействовать, внести изменение в концепцию проекта, - рассказала Наталия Пудовкина, управляющий директор BM Group, в которую входит «Азия лес».

По словам Наталии Пудовкиной, все оборудование сейчас стоит в контейнерах, его остается лишь смонтировать. Вот только смысла в этом, пожалуй, нет. Что будет дальше — зависит только от решения конкурсного управляющего - «Азия лес» находится в процессе банкротства.

За последние месяцы губернатор несколько раз говорил о том, что проблемным предприятиям правительство готово оказать помощь. По факту «Азия лес» на краю пропасти — договоры аренды лесных участков, по предварительным прикидкам, будут расторгнуты в ближайшие полгода.

- Мне непонятна позиция правительства. Все контакты с Минпромом проходят по нашей инициативе, но результатов они не дают. Еще одно предприятие «Логистик лес» также выводится из списка инвестиционных проектов. Все это бьет по инвестиционной привлекательности страны. Из-за таких шараханий, наши зарубежные партнеры теряют к нам доверие. Японского рынка мы когда-то лишились. Постепенно его возвращали, но теперь нам говорят: «Что происходит?» - добавила Наталия Пудовкина.

Другой лесной гигант ЛПК «Аркаим», несмотря на то, что также находится в состоянии банкротства, чувствует себя получше — работа там сейчас продолжается и, по всей видимости, предприятие останется на плаву. Здесь, правда, есть другие нюансы — правительство страны продолжает увеличивать пошлину на экспорт леса. Совсем скоро продавать «кругляк» заграницу станет невыгодно, а потому останутся лишь предприятия, готовые к глубокой переработке леса. Ввиду этого терять «Азия лес» или «Аркаим», где в общей сложности трудятся более тысячи человек, просто нельзя. Уже сейчас они производят пиломатериалы, пеллеты, а средние зарплаты там выше, чем в среднем по краю.

Другие столпы производственной отрасли края, авиационный и судостроительные заводы, тоже далеки от процветания. Казалось бы, даже после катастрофы самолета SSJ-100 в московском аэропорту Шереметьево отказываться от «Суперджетов» никто не собирается.

- Заказов, на первый взгляд, действительно хватает, но есть вопросы по кадровой политике КнААЗа. Уже несколько лет предприятие не берет новых людей, то есть идет тихое сокращение рабочих мест. Насильно никого не увольняют, но уходящих на пенсию меняют за счет собственных резервов, переучивают. Плюс идет модернизация производства, где раньше нужны были 30 человек, теперь хватает трех. Аналогичная ситуация и на обоих судостроительных заводах края, - сообщил источник DVhab.ru.

Несколько лет назад в Комсомольске закрылся аккумуляторный завод - его выкупили, а потом бросили погибать московские инвесторы. На скандальном заводе «Амурметалл» (теперь это «Амурсталь») было законсервирован цех по производству дорожного ограждения.

- О том, что рабочих мест на производственных предприятиях края становится все меньше и меньше за счет постоянных реорганизаций и оптимизаций, сами заводы молчат - это негласное правило. Но ситуация такова, что предпенсионники, о которых сегодня постоянно говорят, не могут найти работу взамен утерянной, а для молодежи просто нет новых мест на том же КнААзе, куда берут после вузов только немногочисленных целевиков. Что делать? Уезжать, - резюмировал собеседник редакции.

Знает ли о такой политике предприятий Сергей Фургал — неизвестно. Неделю назад DVhab.ru направил запрос в правительство Хабаровского края с просьбой прояснить ситуацию об обещанной поддержке «Азия лесу», вчера запрос был отправлен повторно. Ответа пока нет.

Напомним, что судостроительные предприятия Хабаровского края, долгое время простаивающие без работы, получат заказ на постройку двух десятков краболовов. Об этом на полях Санкт-Петербургского экономического форума Сергей Фургал договорился с представителями компании «ПримКраб».

Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHab.ru