За шлепок ответишь: суды начали наказывать родителей за избиение детей
Новый поворот судебной практики: статью "побои" стали применять к родителям, причинившим боль своему ребенку. В Твери отправлена на обязательные работы на 60 часов мать, которая сгоряча толкнула сына. Житейская история обернулась делом об административном правонарушении.
Новый поворот судебной практики: статью "побои" стали применять к родителям, причинившим боль своему ребенку. В Твери отправлена на обязательные работы на 60 часов мать, которая сгоряча толкнула сына. Ребенок капризничал, мама не сдержалась. Житейская история обернулась делом об административном правонарушении.
На сухом юридическом языке рассказ звучит так: женщина "из неприязненных отношений, возникших из-за поведения ребенка, который капризничал, толкнула малолетнего в спину, от чего последний испытал физическую боль, упал и заплакал". Заволжский районный суд Твери признал женщину виновной в совершении административного правонарушения по статье "Побои".
Безусловно, поднимать руку на ребенка нехорошо, родитель должен уметь сдерживаться, ведь именно он в паре "мама - малыш" является взрослым зрелым человеком. Но идеальных людей нет, нет их и среди родителей. Потому в мелких семейных ЧП нередко бывает, что взрослый неправ. Здесь и возникает вечно актуальный вопрос: что делать?
Есть мнение, что в таких вопросах в дела семьи не следует чрезмерно вмешиваться посторонним, в том числе посторонним в погонах. Самое пикантное, что трудотерапия незадачливой мамы из Твери (теперь вечерами она должна отрабатывать наказание, оставив сына с кем-то из родных), стала возможной стараниями сторонником именно такой точки зрения. Они несколько лет назад добились, чтобы статья, наказывающие за семейные побои, а конкретно - шлепки и пощечины - была перенесена из УК в КоАП.
Уголовная норма как раз защищала родителей от подобного вмешательства, так как по старым правилам привлечь мать за толчок в спину ребенка было невозможно. Ни полиция, ни прокуратура не взялись бы за дело.
Стопором служила и презумпция невиновности, и процедура возбуждения дела: побои относились к делам частного обвинения, а, значит, в суд должен пойти ребенок, точнее, кто-то из его законных представителей. Например, подать сама на себя в суд могла мать ребенка. Или пожаловался бы отец. В любом случае, крайне сомнительно, что дело дошло бы до обвинительного приговора. Зато сейчас мать из Твери буквально ходит под статьей: еще один толчок со слезами, да хоть шлепок или подзатыльник сыну, и женщина может оказаться на скамье подсудимых.
В целом же судебная статистика показывает: число граждан, наказанных за побои родным и близким, в стране сократилось. Семейные дебоширы реально стали реже распускать руки.
- За шесть месяцев за такие побои были наказаны в административном порядке 58,7 тысячи человек. В том числе 4 тысячи оказались под арестом, то есть получили до 15 суток, еще 7,1 тысячи отрабатывали грехи в свободное время: красили заборы, подметали улицы и прочее, - говорится в статистике судебного департамента при Верховном суде РФ.
Любопытная деталь: число заявлений на драчунов даже немного увеличилось. Но суды стали чаще возвращать дела назад для устранения наказаний или вообще закрывать дела, в том числе освобождая от наказания. В некоторых случаях даже ограничивались устным замечанием гражданину, считая, что этого достаточно. Это значит, что суды стали требовательней относиться к материалам и не выносят решений на автомате.
Напомним, в палаточном лагере под Хабаровском зверски избит и выброшен в окоп ребёнок из ЕАО. Мальчик выбрался и смог связаться с родными. Он доставлен в больницу с черепно-мозговой травмой и переломом позвоночника I степени.