Все "убиты" и никто не сел: как в Хабаровске внезапно построили набережную
В Хабаровске заканчивается пятилетняя эпопея с реконструкцией набережной, на которую потратили более двух миллиардов бюджетных рублей. Интересно, что построили ее в свое время всего за два года и для госбюджета практически даром. Как это было, вспомнил DVHAB.ru.
Волшебный пинок
Хабаровск в середине 50-х годов представлял из себя двухэтажный город, который протянулся вдоль Амура на десятки километров. А цивилизованного доступа у жителей к великой реке практически не было, так как весь берег был занят причалами и причальчиками, всюду лепились домики, садики, бараки, берег был захламлен отходами, кругом текли многочисленные ручьи канализационных сбросов. Лишь в очень немногих местах река была доступна для отдыха и кое-как благоустроена. Но все это проблемой не считалось и никого особо не волновало.
"Волшебный пинок" благоустройство берега получило в октябре 1954 года, когда в Хабаровск приехал Никита Хрущев. Первый секретарь ЦК КПСС выразил недовольство состоянием города, особенно его береговой линией и запахом, доносившимся до крайкома партии с текших на месте нынешних бульваров речек Чердымовка и Плюснинка. Именно тогда в головах местных руководителей возникла идея благоустройства нынешней территории набережной и бульваров.
20 мая 1955 года бюро крайкома постановило: «Одобрить инициативу ДВО (тт. Пеньковский, Гаген, Бондарев, Васягин) по строительству хозяйственным способом в г. Хабаровске на правом берегу Амура окружного спортивного стадиона».
"Хозяйственный способ" был тогда очень популярен. Термин означал, что какое-либо предприятие или ведомство берется построить что-нибудь не вполне профильное (например, нефтяники решают соорудить свинарник или дом культуры) за счет внутренних резервов, не выпрашивая дополнительное финансирование из бюджета.
Почему "инициативу" проявило именно военное ведомство, становится понятно, если учесть, что в Хабаровске тогда размещались крупные армейские органы управления под командованием влиятельных военачальников, которые имели гораздо больше ресурсов, чем гражданские власти.
Сейчас многие уверены, что набережную построил маршал Малиновский, бюст которого стоит в парковой зоне в районе колеса обозрения. Но так ли это?
Он действительно командовал в 1955 году Дальневосточным военным округом, но, как видно из документов, свои полномочия по части набережной делегировал подчиненным, в частности, начштаба ДВО генерал-лейтенанту Валентину Пеньковскому.
Все "убиты"
Почти немедленно после решения бюро крайкома началось масштабное строительство. Для стадиона было подобрано удачное, но трудное для работ место на берегу Амура, зажатое с одной стороны утесом и устьем Чердымовки, а с другой - портом и устьем ручья Лесопильный. Нынешняя территория набережной была в те времена песчаной отмелью, которую топило при подъеме воды. Сначала предстояло поднять всю прибрежную территорию на высоту, гарантирующую от затопления, построить по периметру набережную, спрятать вонючие ручьи и речки в трубы, а затем уже приступить к постройке спортивных объектов.
В разных районах города развернули пункты производства ЖБИ, лесоматериалов, ремонта автотранспорта, определили места добычи грунта. Конечно, значительная доля труда (и особенно поставок различных материалов) была вложена со стороны города и края. Но основная нагрузка легла на плечи военнослужащих, поскольку это была дармовая рабсила - все дембели и призывники со всего округа должны были пройти «стройку века».
Объем земляных работ, полностью выполненных в 1956 году, был фантастическим. Современники сравнивали то, что делалось тогда на берегу Амура, со строительством крупной ГЭС.
Для подвоза грунта пригнали невиданное количество техники со всего Дальнего Востока. В основном – американские «студебеккеры», оставшиеся со времен войны. Отечественные машины почти не использовали, хотя их было в наличии достаточно много. При этом «студебеккеры» эксплуатировались безжалостно, и абсолютно все были на постройке набережной "убиты" до состояния хлама.
Главная версия такого подхода, по словам служивших в те времена в штабе ДВО офицеров, заключалась в следующем: между СССР и США после смерти Сталина началось потепление, и пошли переговоры о расплате за ленд-лиз (технику и материалы, поставленные американцами во время Второй мировой войны). По условиям ленд-лизовских договоров все безвозвратно использованное и уничтоженное во время войны оплате не подлежало, а за все уцелевшее надо было заплатить правительству США валютой. Сталин платить просто отказывался, новые власти СССР были настроены миролюбивее и склонялись к договоренностям. Но американскую технику на всякий случай решили уничтожить таким оригинальным образом, чтобы не было предмета для торга.
Никто не сел
Курировал стройку генерал-лейтенант Пеньковский, который утром и вечером ежедневно выезжал на объект. Кстати, заканчивались работы уже после того, как его в марте 1956 года назначили командующим войсками округа вместо уехавшего в Москву Малиновского.
К осени 1957 года набережная была готова. 1 сентября состоялось торжественное открытие футбольного стадиона, построенного на новой территории отдыха.
- На очереди, помню, стоял крытый каток для канадского хоккея, который к тому времени начал распространяться в стране. Первоначально, из-за отсутствия средств, планировалось приспособить под него эллинг (грубо говоря ангар. - Прим.ред.), расположенный на аэродроме в районе Спасска-Дальнего. Его даже начали демонтировать и перевозить в Хабаровск, но проблему каким-то образом удалось решить, и началось строительство настоящей ледовой арены, - вспоминал полковник Павел Черевко, служивший тогда в штабе ДВО.
Хоккейную арену окончательно сдали в 1960 году. А ее проект, по легенде, сделали уже задним числом, когда смогли внимательно рассмотреть – что же именно построили. В том же году сдали единственный на Дальнем Востоке открытый плавательный бассейн. Кстати, специалисты, зашедшие на реконструкцию этого объекта в 2016 году, слегка удивились - военные первостроители, похоже, занимались творчеством тоже без особого проекта, "на глазок", но тем не менее все это как-то держалось почти 60 лет. "Сведения об авторах проекта не сохранились", указано по поводу бассейна на сайте Хабаровского краевого центра охраны памятников истории и культуры, что, в общем-то, и неудивительно.
В наше время такое ударное строительство окончилось бы сотней проверок всевозможных надзирающих органов и десятком уголовных дел по разным статьям УК с посадками влиятельных персон в тюрьму. Но тогда это считалось в порядке вещей - никто не сел, а парково-спортивная зона на берегу реки ко всеобщему удовольствию стала самой главной достопримечательностью города, куда прямо с вокзала везли любоваться Амуром всех почетных гостей.
В 1980-х годах набережная пережила вторую волну строительства – были сданы легкоатлетический манеж и стрелковый комплекс. После этого наступил период запустения, окончившийся после наводнения 2013 года переходом из военного ведомства в краевую собственность.
Справка
Валентин Антонович Пеньковский командовал войсками ДВО до 1961 года. Позднее - командующий войсками Белорусского военного округа, замминистра обороны СССР по боевой подготовке. Скончался в Минске 26 апреля 1969 года. Память о нем оказалась практически стерта более знаменитым однофамильцем - полковником ГРУ Олегом Пеньковским, расстрелянным после открытого судебного процесса за шпионаж в пользу США и Великобритании. При этом сам шпион пытался выдать себя за родственника генерала.
"Рассказы Пеньковского о том, что брат его деда, Валентин Антонович Пеньковский, был начальником штаба военного округа на Дальнем Востоке, а потом в Белоруссии, не подтвердились. Такой человек действительно существовал и названные посты занимал. Однако тот Пеньковский не имел с нашим „героем“ ничего общего, кроме фамилии. Вымысел нужен был Олегу Пеньковскому для того, чтобы усилить свою значимость в глазах западных партнеров", - вспоминал председатель КГБ СССР Владимир Семичастный.
Напомним, реконструкция набережной в Хабаровске ведется с 2016 года, закончить ее обещают в ноябре 2021 года.
Иван Васильев, новости Хабаровска DVHAB.ru