Город без будущего: почему план развития Комсомольска не имеет смысла
Полпред Юрий Трутнев в очередной раз заявил, что Комсомольск должен стать местом для комфортного проживания. Для этого он потребовал от региональных властей до 2025 года ввести в эксплуатацию все долгострои и реализовать наконец принятый в 2016 году план развития города. Почему этого не случилось раньше и не имеет смысла в будущем — объяснили эксперты.
Как сорвали план развития Комсомольска?
На развитие Комсомольска было выделено финансирование в объеме 41 миллиарда рублей. Долгосрочный план комплексного социально-экономического развития города Юности включал в себя 34 мероприятия и 30 объектов строительства. Его начали реализовывать еще при Вячеславе Шпорте, но делали это откровенно неудачно.
- План принят до 2025 года. Время для работы еще есть. Но срыв сроков начала строительства объектов, срыв графика строительства ставит под угрозу выполнение плана целиком. Нам сейчас надо разобраться, что делаем дальше. Еще раз повторю: план должен быть выполнен, до 2025 года в любом случае все работы должны быть завершены, – подчеркнул Юрий Трутнев.
Так в чем причина срыва сроков строительства объектов? Чаще всего в плохой работе обвиняют проектные организации — ошибки в документации, несогласованности и прочее. Между тем экс-глава Службы заказчика министерства строительства Хабаровского края Юрий Лубяной отметил, что нельзя во всем винить только проектировщиков. Погрешности были, но их старались оперативно исправлять. Не возникало проблем и с финансированием - из федеральной казны средства поступали в том объеме, в котором их запрашивало краевое правительство. Однако были другие проблемы, решить которые невозможно.
- Некоторые подрядные организации, взявшие на себя обязательства, просто не рассчитали свои силы. Взять хотя бы второй и третий этапы строительства дамбы. По смете прибыль компании составляет 12 процентов, а по торгам снижение составило порядка 24 процентов. Это же ниже себестоимости! Вдобавок еще материалы подорожали. Например, изначально песок стоил 300 рублей за куб, а потом он стал востребованным, и цены увеличились до 450, - объяснил Юрий Лубяной.
Такие изменения предугадать не никак получится. Вот и выходит, что любой объект рискует стать долгостроем при малейших колебаниях на рынке. У предприятий просто нет своей финансовой подушки безопасности. Есть и еще один занимательный факт.
- Ни один большой объект в Комсомольске не строится с участием местной компании. Хабаровские, московские, питерские — да. Они привлекают на субподряд какие-то организации из города Юности, но этим все и ограничивается. С уходом «Дальспецстроя» больше не осталось в крае крупных игроков. А если они и есть, то не сильно горят желанием идти на государственные стройки — экспертиза режет сметы, любые изменения очень долго принимаются, - добавил Юрий Лубяной.
У частников все довольно просто. Они могут договориться на увеличение финансирования или оперативно внести изменения в проект. Государственные же заказы регулируются федеральным законом № 44, в котором изначально заложены все условия контракта. Но, по мнению эксперта, для строительства это абсолютно нелогично.
- Вот идет снижение по аукциону, к чему это приведет? Компании будут экономить на качестве стройматериалов, зарплатах строителей и так далее. Или цены на бензин у нас поднялись в последнее время сразу на 95 копеек. А надо ведь транспорт заправлять, материалы перевозить… Компании не могут предвидеть всех изменений и просто сходят с дистанции, - заключил Юрий Лубяной.
Комсомольск — своеобразная витрина строительной отрасли всей страны. На его примере можно было работать над ошибками, чтобы исключить их в будущем, но положение никак не меняется. Одних подрядчиков просто заменили другими.
А нужны ли вообще эти объекты Комсомольску?
У правительства страны амбициозный план. Появление дамбы, инженерной школы, новой набережной в теории должно привести к тому, что люди перестанут уезжать из Комсомольска-на-Амуре, где отток населения практически длится с 1993 года. Тогда в городе проживало около 320 тысяч человек. Сейчас меньше 245 тысяч.
- Минвостокразвития просто не знает Дальний Восток. Они делают самое простое - берут инвестиции и вкладывают деньги в какие-то объекты. Но это ведь не главное. До тех пор, пока средняя заработная плата у нас будет в два раза меньше, чем в Москве, народ будет уезжать. Никому не нужны эти дворцы спорта и набережные, когда нечем кормить семьи и воспитывать детей. Нужно поднимать заработную плату, выплачивая дальневосточные коэффициенты из федерального бюджета, а не за счет работодателей, - отметил Вадим Заусаев, доктор экономических наук.
Вторая проблема — жилье. Очевидно, что даже льготная ипотека не позволит людям обзавестись своими квартирами — цены слишком высоки. При этом, как отмечает специалист, людям уже мало стандартных помещений. Нужно предложить что-то новое.
- Мы уже прошли этап, когда люди довольствовались “хрущевками” и “брежневками”. Нужно выдавать им по 15 соток земли вокруг селективных центров: Хабаровск, Комсомольск, Бикин и так далее, а также оплачивать по 50 процентов нормативной стоимости строительства коттеджей на этих участках, - считает Вадим Заусаев.
Такие меры не только остановят миграцию, но и привлекут людей с западной части страны. Нынешний же план правительства никак не повлияет на желание населения покинуть город Юности.
Напомним, что ранее Владимир Путин заслушал доклад главы Минвостокразвития Алексея Чекункова о состоянии дел на Дальнем Востоке. Чиновник во всеуслышание пообещал скорый прорыв, однако эксперты Восточного центра государственного планирования ранее уже дали базовый прогноз на период 2020 - 2023 годов.
Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru