Северный морской путь оставит Хабаровский край без денег
Юрий Трутнев заявил, что Россия будет прорабатывать возможность развития Северного морского пути. Эта идея вновь стала актуальной после того, как в Суэцком канале застрял сухогруз и на несколько дней перекрыл проход для других судов. Потери от этого ЧП составили несколько миллиардов долларов. Наша страна рассуждает о развитии альтернативной дороги, но реализация этого плана негативно скажется на Хабаровском крае.
Прямо сейчас перевозить грузы по Северному морскому пути дороже, чем через Суэцкий канал, на 30 процентов. Полпред президента в ДФО считает, что Россия должна изменить положение вещей. Кроме того, в феврале губернаторы нескольких регионов направили письмо в адрес Трутнева с предложением создать план развития инфраструктуры Большого Северного морского пути — от Санкт-Петербурга до Владивостока.
- Мы обязаны сделать так, чтобы перевозка грузов по Северному морскому пути была дешевле. Если для этого потребуется какая-то отдельная государственная программа, отдельная поддержка, то это надо сделать, — заявил Юрий Трутнев.
Реализация этой идеи может стать большой ошибкой для России ввиду ограниченного количества ресурсов.
- С точки зрения глобальности — все правильно. Северный морской путь будет востребован. Но ресурсов у страны нет. Мы их отнимаем у юга Дальнего Востока, что является грубейшей ошибкой. Если мы будем реализовывать этот план, то нужно будет развивать север Якутии, Камчатку, Чукотку, строить ледокольный флот. И есть еще один момент — по Транссибу намного эффективнее транспортировать грузы. Другое дело, что его совершенствовать нужно. Боюсь, что Северный морской путь — это конъюнктурщина, - считает Вадим Заусаев, доктор экономических наук.
Экономист отметил, что пока Россия не может определиться с приоритетами на Дальнем Востоке, этим активно пользуются китайцы. Представители КНР уже сейчас взяли под контроль добычу золота, рубят лес, пользуются месторождениями полезных ископаемых. Экономическая экспансия Поднебесной не миф. В этом смысле о Северном морском пути можно задумываться, но лишь при условии появления западных инвесторов.
- Если мы не будем отвлекать ресурсы от юга Дальнего Востока, то это здорово. Можно в принципе вообще отдать Северный морской торговый путь в концессию и получать свой процент. Вот это идея. Что тогда будет с Хабаровским краем? АТР активно развивается. Часть товара пойдет по Транссибу, другая — по воде. И все же железнодорожный путь всегда будет выгоднее. Представьте себе, как груз приходит на Камчатку и переваливается с судов ледового класса на обыкновенные, - обратил внимание Вадим Заусаев.
Развитие инфраструктуры, сопровождение торговых кораблей ледоколами, перевалка грузов — все это очень дорого. Вполне возможно, что вместо этого стоит вложить дополнительные средства в Транссибирскую магистраль.
Напомним, что проект строительства второго моста через Амур у Комсомольска будет реализован в варианте железнодорожного. Об этом сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.
Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: РИА “Новости”