Северный морской путь оставит Хабаровский край без денег

Юрий Трутнев заявил, что Россия будет прорабатывать возможность развития Северного морского пути. Эта идея вновь стала актуальной после того, как в Суэцком канале застрял сухогруз и на несколько дней перекрыл проход для других судов. Потери от этого ЧП составили несколько миллиардов долларов. Наша страна рассуждает о развитии альтернативной дороги, но реализация этого плана негативно скажется на Хабаровском крае.

Северный морской путь оставит Хабаровский край без денег

Прямо сейчас перевозить грузы по Северному морскому пути дороже, чем через Суэцкий канал, на 30 процентов. Полпред президента в ДФО считает, что Россия должна изменить положение вещей. Кроме того, в феврале губернаторы нескольких регионов направили письмо в адрес Трутнева с предложением создать план развития инфраструктуры Большого Северного морского пути — от Санкт-Петербурга до Владивостока. 

- Мы обязаны сделать так, чтобы перевозка грузов по Северному морскому пути была дешевле. Если для этого потребуется какая-то отдельная государственная программа, отдельная поддержка, то это надо сделать, — заявил Юрий Трутнев.

Реализация этой идеи может стать большой ошибкой для России ввиду ограниченного количества ресурсов.

- С точки зрения глобальности — все правильно. Северный морской путь будет востребован. Но ресурсов у страны нет. Мы их отнимаем у юга Дальнего Востока, что является грубейшей ошибкой. Если мы будем реализовывать этот план, то нужно будет развивать север Якутии, Камчатку, Чукотку, строить ледокольный флот. И есть еще один момент — по Транссибу намного эффективнее транспортировать грузы. Другое дело, что его совершенствовать нужно. Боюсь, что Северный морской путь — это конъюнктурщина, - считает Вадим Заусаев, доктор экономических наук.

Экономист отметил, что пока Россия не может определиться с приоритетами на Дальнем Востоке, этим активно пользуются китайцы. Представители КНР уже сейчас взяли под контроль добычу золота, рубят лес, пользуются месторождениями полезных ископаемых. Экономическая экспансия Поднебесной не миф. В этом смысле о Северном морском пути можно задумываться, но лишь при условии появления западных инвесторов.

- Если мы не будем отвлекать ресурсы от юга Дальнего Востока, то это здорово. Можно в принципе вообще отдать Северный морской торговый путь в концессию и получать свой процент. Вот это идея. Что тогда будет с Хабаровским краем? АТР активно развивается. Часть товара пойдет по Транссибу, другая — по воде. И все же железнодорожный путь всегда будет выгоднее. Представьте себе, как груз приходит на Камчатку и переваливается с судов ледового класса на обыкновенные, - обратил внимание Вадим Заусаев.

Развитие инфраструктуры, сопровождение торговых кораблей ледоколами, перевалка грузов — все это очень дорого. Вполне возможно, что вместо этого стоит вложить дополнительные средства в Транссибирскую магистраль.

Напомним, что проект строительства второго моста через Амур у Комсомольска будет реализован в варианте железнодорожного. Об этом сообщил вице-премьер РФ Марат Хуснуллин.

Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото: РИА “Новости”