Краболовы не помогут: почему судостроение в ДФО не выйдет из тупика

Эксперты «Востокгосплана» оценили перспективы развития рыбопромыслового судостроения на Дальнем Востоке. Специалисты пришли к неутешительным выводам. По ряду позиций регион оказался просто не готов к большим заказам. Не стал исключением и Хабаровский край.

Краболовы не помогут: почему судостроение в ДФО не выйдет из тупика

В Стратегии развития судостроительной промышленности на период до 2035 года определено, что за 15 лет в России построят около сотни новых кораблей. Часть из них на территории Дальнего Востока. Здесь власти решили пойти по самому логичному пути — делать суда там, где они и будут впоследствии эксплуатироваться, ведь именно в ДФО сосредоточены основные водные биологические ресурсы. Кроме того, такие заказы должны поддержать местные предприятия, дать рабочие места людям. 

В прошлом году хабаровчане увидели, как эта программа начала реализовываться. Так, на ХСЗ были заложены и сейчас строятся два краболова при финансовой поддержке государства. Это существенная помощь для самого предприятия. Людей обеспечат работой, завод получит определенные финансовые гарантии, однако в экономическом плане подобный шаг властей страны не имеет смысла.

- Необходимо иметь развитую сферу проектирования рыбопромыслового судостроения, которой в ДФО нет. На Дальнем Востоке восемь предприятий имеют одобрение Российского морского регистра на такую деятельность. Они занимаются преимущественно проектированием судового оборудования: в Приморском крае – 5, в Сахалинской области – 2, в Камчатском крае – 1. Но они не осуществляют полный цикл проектирования судов рыбопромыслового флота, – сообщают аналитики  «Востокгосплана».

Есть и еще одна проблема. Большую часть стоимости судов составляет оборудование. В настоящее время на Дальнем Востоке оно практически не производится, что подтвердил эксперт в этой отрасли Пётр Карась.

- Все, что было у нас на Дальнем Востоке, разрушили в годы перестройки и в постсоветское время. Остался только завод «Хабсудмаш». Он пока еще живой. Промышленность была убита, а проектные предприятия почти все на западе, - отметил Пётр Карась.

В итоге суда хоть и строятся на Дальнем Востоке, но практически все комплектующие приходится везти с запада, что полностью уничтожает экономическую обоснованность этого плана правительства. 

Как отмечают специалисты «Востокгосплана», в единой электронной централизованной системе судового комплектующего оборудования зарегистрировано по состоянию на июль 2020 года четыре дальневосточных предприятия как поставщики судового оборудования, которое при этом не является высокотехнологичным. Это лишь два процента от общего количества таких заводов в России.

Усугубляет ситуацию и то, что в нашем регионе практически не учат новых специалистов.

- Вузы заточены на востребованные специальности. Да, есть в Комсомольске еще кафедра судостроения и проектирования, а в Хабаровске вообще ничего. Раньше практически при каждом заводе было ПТУ, которое готовило всех специалистов, - добавил специалист.

Пётр Карась согласился с выводами экспертов, которые отмечают, что развитие судостроения на Дальнем Востоке возможно лишь при выполнении одного условия — полного восстановления всего цикла производства кораблей: от обучения специалистов, создания проектных институтов до производства высокотехнологичного оборудования.

Напомним, что ранее группа компаний «Монерон», занимающаяся добычей крабов на Дальнем Востоке, утратила статус системообразующей. Решение власти приняли заочно и без обсуждения.

Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru