Путин одобрил: энергетическую столицу края лоббируют в Чумикане

Накануне состоялось совещание президента России с членами правительства и руководителем АО «РЖД» Олегом Белозеровым. В числе прочих там обсуждался вопрос строительства новой ветки железной дороги из Якутии в район отдаленного поселка Чумикан в Хабаровском крае. Она необходима для вывоза угля к Тихому океану.

Путин одобрил: энергетическую столицу края лоббируют в Чумикане

Отмечается, что новая ветка железной дороги пройдет параллельно БАМу, северней его, для того, чтобы нарастить существующие мощности. Это предложение лоббируют угольные компании, которые видят большой потенциал в этом проекте. Президент страны идею в целом поддержал.

- Если это целесообразно, делайте и это,— ответил Владимир Путин.— Но надо что-то делать, нельзя просто сидеть.

Предложение угольных компаний в целом логично. В Азиатско-Тихоокеанском регионе этот вид топлива востребован. В начале года заместитель министра энергетики России Анатолий Яновский заявил, что только в Китае, Индии и Вьетнаме планируется построить более 1000 угольных электростанций, работающих на принципах HELE - высокая эффективность и низкая эмиссия. 

Уголь был и остается самым дешевым источником энергии, поэтому прямо сейчас он крайне востребован. Актуальности планам российских промышленников добавляют и те события, которые сейчас происходят в мировой энергетике. Китай крайне заинтересован в российском угле. Весной КНР закрыла свой рынок для Австралии из-за обострения отношений между странами. Занять эту нишу — дело принципа и огромных денег.

Быстро новую железнодорожную ветку построить невозможно - это факт, но также очевидно, что и спрос на российский уголь в ближайшее время будет. По информации федеральных СМИ, провозная способность на линии должна составить порядка 50 миллионов тонн угля. Выход к Тихому океану позволит увеличить отгрузки в Японию и тот же Китай. Но как всегда есть несколько проблем.

- Не верю в реалистичность этого проекта в ближайшие 10 лет. Думаю, что это задумка отдаленной-отдаленной перспективы. Нужно разбираться с БАМом, который сейчас расширяют, строят вторую нитку. А если мы говорим о будущем, то в рамках развития «зеленой» энергетики углю через 10-20 лет придет конец, - прокомментировал Александр Латкин, профессор ВГУЭС.

Вопросы вызывают и последствия наращивания объемов перевозки и перевалки угля. Экологическая ситуация в Ванино — характерный пример. Люди жалуются на пыль годами, но вопрос не решается.

- Технологии шагнули далеко вперед. Перевозка в крытых вагонах, новые технологические комплексы по загрузке — все это можно решить. Станут ли коммерсанты на это тратиться? Я бы сейчас думал не об этом. Просто пока все это находится на стадии разговоров. Нужно увидеть четкий и ясный бизнес-план, чтобы понять серьезность намерений, - заключил экономист.

Отметим, что еще в сталинские времена рассматривались проекты железных дорог до Чумикана. Но от них отказались, как от слишком дорогостоящих.

Напомним, совсем иной план по развитию энергетики в Тугуро-Чумиканском районе у врио губернатора Хабаровского края. Михаил Дегтярёв объявил, что там планируется строительство завода по производству «зеленого» водорода. Делать его будут не из газа, а из воды. Реально ли это — разбирался DVHAB.ru.

Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru