Нам было чем гордиться: заброшенную верфь в Хабаровске исследовал DVHAB.ru (ФОТО)
90 лет назад, в 1931 году, правительство СССР решило построить в Хабаровске судостроительный завод - первое подобное предприятие в регионе. Место выбрали в Осиповском затоне на базе КАФ. Это небольшое и незаметное по советским меркам предприятие до начала 1990-х годов спускало на воду ежегодно по восемь - девять судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности Дальнего Востока сейчас. DVHAB.ru посмотрел, что от него осталось.
Сооружали завод ускоренными темпами в соответствии с реалиями того времени - лопатами и тачками, пилами и топорами. Все было деревянное — и цеха, и жилые бараки. Расширяя береговую полосу, сопки взрывали. 30 марта 1932 года завод вошел в строй под названием «Остон» (сокращение от Осиповский затон). Изначально он рассматривался как монтажная площадка для сборки судов, поставляемых в разобранном виде Балтийским и другими заводами запада страны.
Первые кадры составили приезжавшие из Сормова и других центров судостроения. Через год после ввода завода в эксплуатацию его коллектив насчитывал восемьсот человек. В июне 1933-го была собрана и спущена на воду первая «Щука» — подводная лодка, переданная Тихоокеанскому флоту. В апреле 1935 года предприятию было присвоено имя убитого главы ленинградских коммунистов Сергея Кирова. Затон стал, соответственно, называться Кировским.
До конца 1950-х годов завод в основном занимался ремонтом кораблей в интересах Военно-морского флота и строил суда двойного назначения — проект 229, тип «Алатырь».
По конструкции они представляли собой моторные шхуны, могли проходить мели и перекаты на Амуре, но имели приличные характеристики и для работы в море. «Алатыри» могли использоваться и как малые сухогрузы в гражданских целях, и как вспомогательные корабли (гидрографические, разведывательные, посыльные и т. д.) в Военно-морском флоте. Довольно долго все военные суда этого типа в целях секретности приписывали к гражданским предприятиям.
Завод долго «гулял» между различными министерствами и никто особо за него не держался, поскольку первенец индустрии в силу стечения ряда обстоятельств быстро оказался «в хвосте» по технологиям и мощностям. За короткие сроки был построен гигант в Комсомольске, два завода в Советской Гавани, появилось еще одно большое судостроительное предприятие и на другом конце Хабаровска — нынешний ХСЗ.
В конце 50-х годов прошлого века предприятие перешло в ведение Хабаровского совнархоза и начало получать заказы на постройку судов для морского рыболовства — в основном траулеров проекта 395, тип «Бологое» и приемно-транспортных рефрижераторов проекта 583, тип «Амур».
Это потребовало перестройки организации и планирования производства, подготовки рабочих и инженерно-технических работников. Например, завод до сих пор не имел эллинга (цеха, где собирают корабли). Под крышей доводились до готовности и оснащались отдельные секции, из которых потом на открытой площадке собиралось судно.
Деревянные временные цеха начали наконец сносить, на их месте появлялись современные помещения. Построили и эллинг, что позволило приступить к серийному выпуску судов.
В 1965 году завод окончательно обрел хозяина - Министерство судостроительной промышленности СССР, и начал осваивать новые проекты, в том числе для научно-исследовательского флота - строились суда для разведки полезных ископаемых на шельфе, изучения Мирового океана.
Изредка выполнялись заказы Минобороны — так, было построено несколько судов размагничивания и другая «мелочь». Небольшими сериями выпускались мусоросборщики, тунцеловы. К концу 1980-х освоили изготовление кальмароловов.
Но самой востребованной продукцией завода были приемно-транспортные рефрижераторы проекта 1350, тип «Радужный». Их построили ровно 100. А три штуки достроить не успели — они до сих пор стоят в разной степени готовности в цехе.
1990-е годы заводу имени Кирова, как и большинству его собратьев, пережить не удалось.
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать. В мае 1994 года его акционировали и преобразовали в АООТ «Остон».
Тем временем трудности нарастали. Заказчики производили оплату с задержками, заводу приходилось брать кредиты.
Оборудование в цехах требовало модернизации, а выпускаемые суда были спроектированы давно и уже не отвечали новым требованиям.
Администрация Хабаровского края приняла постановление от 2 февраля 1996 г. N 46 «Об утверждении основных направлений стабилизации и развития рыбного хозяйства Хабаровского края», которое гласило, что ОАО «Остон-завод имени С. М. Кирова» в период с 1996 по 2000 год должен построить следующие типы рыбопромысловых судов:
- малый краболов ярусного лова мощностью 900 л. с., проект 13520 Западного проектно-конструкторского бюро – 18 единиц;
- малый морозильный траулер мощностью 800 л. с., проект 12964 ЦКБ «Восток» – 8 единиц;
- приемно-транспортный рефрижератор вместимостью 1000 куб.м, ЦКБ «Бриз» - 1 единицу.
Однако все это осталось на уровне благих намерений.
В том же 1996 году в Кировском затоне были спущены на воду последние три судна — два рефрижератора и траулер.
Еще три «Радужных» так и стоят в цеху в разной степени готовности. Они уже не будут достроены никогда.
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха. Тем не менее территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересных напоминаний о том, что когда-то наша страна была промышленно развитой.
Отметим, что некоторые суда, построенные заводом имени Кирова, до сих пор эксплуатируются.
Напомним, эксперты «Востокгосплана» оценили перспективы развития рыбопромыслового судостроения на Дальнем Востоке. Специалисты пришли к неутешительным выводам. По ряду позиций регион оказался просто не готов к большим заказам. Не стал исключением и Хабаровский край. В итоге суда хоть и строятся на Дальнем Востоке, но практически все комплектующие приходится везти с запада, что полностью уничтожает экономическую обоснованность этого плана правительства.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото Данила Бирюкова, fleetphoto.ru