Нам было чем гордиться: заброшенную верфь в Хабаровске исследовал DVHAB.ru (ФОТО)

90 лет назад, в 1931 году, правительство СССР решило построить в Хабаровске судостроительный завод - первое подобное предприятие в регионе. Место выбрали в Осиповском затоне на базе КАФ. Это небольшое и незаметное по советским меркам предприятие до начала 1990-х годов спускало на воду ежегодно по восемь - девять судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности Дальнего Востока сейчас. DVHAB.ru посмотрел, что от него осталось.

Нам было чем гордиться: заброшенную верфь в Хабаровске исследовал DVHAB.ru (ФОТО)

Сооружали завод ускоренными темпами в соответствии с реалиями того времени - лопатами и тачками, пилами и топорами. Все было деревянное — и цеха, и жилые бараки. Расширяя береговую полосу, сопки взрывали. 30 марта 1932 года завод вошел в строй под названием «Остон» (сокращение от Осиповский затон). Изначально он рассматривался как монтажная площадка для сборки судов, поставляемых в разобранном виде Балтийским и другими заводами запада страны.

Первые кадры составили приезжавшие из Сормова и других центров судостроения. Через год после ввода завода в эксплуатацию его коллектив насчитывал восемьсот человек. В июне 1933-го была собрана и спущена на воду первая «Щука» — подводная лодка, переданная Тихоокеанскому флоту. В апреле 1935 года предприятию было присвоено имя убитого главы ленинградских коммунистов Сергея Кирова. Затон стал, соответственно, называться Кировским.

В апреле 1935 года заводу было присвоено имя убитого главы ленинградских коммунистов Сергея Кирова

До конца 1950-х годов завод в основном занимался ремонтом кораблей в интересах Военно-морского флота и строил суда двойного назначения — проект 229, тип «Алатырь».

По конструкции они представляли собой моторные шхуны, могли проходить мели и перекаты на Амуре, но имели приличные характеристики и для работы в море. «Алатыри» могли использоваться и как малые сухогрузы в гражданских целях, и как вспомогательные корабли (гидрографические, разведывательные, посыльные и т. д.) в Военно-морском флоте. Довольно долго все военные суда этого типа в целях секретности приписывали к гражданским предприятиям.

Проект 229, тип «Алатырь»

Завод долго «гулял» между различными министерствами и никто особо за него не держался, поскольку первенец индустрии в силу стечения ряда обстоятельств быстро оказался «в хвосте» по технологиям и мощностям. За короткие сроки был построен гигант в Комсомольске, два завода в Советской Гавани, появилось еще одно большое судостроительное предприятие и на другом конце Хабаровска — нынешний ХСЗ.

В конце 50-х годов прошлого века предприятие перешло в ведение Хабаровского совнархоза и начало получать заказы на постройку судов для морского рыболовства — в основном траулеров проекта 395, тип «Бологое» и приемно-транспортных рефрижераторов проекта 583, тип «Амур».

Деревянные временные цеха начали наконец сносить, на их месте появлялись современные помещения

Это потребовало перестройки организации и планирования производства, подготовки рабочих и инженерно-технических работников. Например, завод до сих пор не имел эллинга (цеха, где собирают корабли). Под крышей доводились до готовности и оснащались отдельные секции, из которых потом на открытой площадке собиралось судно.

Деревянные временные цеха начали наконец сносить, на их месте появлялись современные помещения. Построили и эллинг, что позволило приступить к серийному выпуску судов.

В 1965 году завод окончательно обрел хозяина - Министерство судостроительной промышленности СССР

В 1965 году завод окончательно обрел хозяина - Министерство судостроительной промышленности СССР, и начал осваивать новые проекты, в том числе для научно-исследовательского флота - строились суда для разведки полезных ископаемых на шельфе, изучения Мирового океана.

Изредка выполнялись заказы Минобороны — так, было построено несколько судов размагничивания и другая «мелочь». Небольшими сериями выпускались мусоросборщики, тунцеловы. К концу 1980-х освоили изготовление кальмароловов.

Приемно-транспортный рефрижератор проекта 1350, тип «Радужный»

Но самой востребованной продукцией завода были приемно-транспортные рефрижераторы проекта 1350, тип «Радужный». Их построили ровно 100. А три штуки достроить не успели — они до сих пор стоят в разной степени готовности в цехе.

1990-е годы заводу имени Кирова, как и большинству его собратьев, пережить не удалось.

После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать. В мае 1994 года его акционировали и преобразовали в АООТ «Остон».

Тем временем трудности нарастали. Заказчики производили оплату с задержками, заводу приходилось брать кредиты.

Оборудование в цехах требовало модернизации, а выпускаемые суда были спроектированы давно и уже не отвечали новым требованиям

Оборудование в цехах требовало модернизации, а выпускаемые суда были спроектированы давно и уже не отвечали новым требованиям.

Администрация Хабаровского края приняла постановление от 2 февраля 1996 г. N 46 «Об утверждении основных направлений стабилизации и развития рыбного хозяйства Хабаровского края», которое гласило, что ОАО «Остон-завод имени С. М. Кирова» в период с 1996 по 2000 год должен построить следующие типы рыбопромысловых судов:

- малый краболов ярусного лова мощностью 900 л. с., проект 13520 Западного проектно-конструкторского бюро – 18 единиц; 

- малый морозильный траулер мощностью 800 л. с., проект 12964 ЦКБ «Восток» – 8 единиц; 

- приемно-транспортный рефрижератор вместимостью 1000 куб.м, ЦКБ «Бриз» - 1 единицу.

Все осталось на уровне благих намерений.

Однако все это осталось на уровне благих намерений.

В том же 1996 году в Кировском затоне были спущены на воду последние три судна — два рефрижератора и траулер.

Еще три «Радужных» так и стоят в цеху в разной степени готовности. Они уже не будут достроены никогда.

Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха. Тем не менее территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересных напоминаний о том, что когда-то наша страна была промышленно развитой.

Они не будут достроены никогда

Отметим, что некоторые суда, построенные заводом имени Кирова, до сих пор эксплуатируются.

Напомним, эксперты «Востокгосплана» оценили перспективы развития рыбопромыслового судостроения на Дальнем Востоке. Специалисты пришли к неутешительным выводам. По ряду позиций регион оказался просто не готов к большим заказам. Не стал исключением и Хабаровский край. В итоге суда хоть и строятся на Дальнем Востоке, но практически все комплектующие приходится везти с запада, что полностью уничтожает экономическую обоснованность этого плана правительства. 

Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru

Фото Данила Бирюкова, fleetphoto.ru

Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Кальмаролов, проект 05026, тип "Голицино"
Траулер проекта 395, тип «Бологое»
Приемно-транспортный рефрижератор проекта 583, тип «Амур»
Научно-исследовательское судно,  проект 16151, тип "Поиск"
Они не будут достроены никогда
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
Территория охраняется, поэтому внутри осталось много интересного
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас
После развала СССР предприятие, чей коллектив достигал пяти тысяч человек, еще несколько лет продолжало работать
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Кальмаролов, проект 05026, тип "Голицино"
Траулер проекта 395, тип «Бологое»
Приемно-транспортный рефрижератор проекта 583, тип «Амур»
Научно-исследовательское судно,  проект 16151, тип "Поиск"
Они не будут достроены никогда
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Теперь на месте бывшего завода только ржавые конструкции и полуразрушенные цеха
Небольшое по советским меркам предприятие спускало на воду ежегодно по 8-9 судов — в разы больше, чем все остатки судостроительной промышленности ДВ сейчас