Город-мечта: почему перевозчики вправе поднимать цены за проезд
За несколько последних месяцев выросла стоимость проезда на многих популярных автобусных маршрутах Хабаровска, что крайне негативно воспринимается самими горожанами. Эксперты в области урбанистики разъяснили, почему эта мера вынуждена.
Холодные автобусы, несоблюдение графика, плохое техническое состояние транспорта, регулярные повышения стоимости проезда - неполный перечень всех претензий к перевозчикам. Частично они обоснованы, но стоит взглянуть на наш город и глазами самих коммерсантов.
- Адекватного субсидирования в нашем крае нет, цена билета не покрывает затрат на обслуживание и обновление транспорта. Фактически отсутствуют в Хабаровске и выделенки - приоритет на дорогах, который позволял бы выполнять расписание, уменьшить расходы и планировать затраты, - отметил Денис Коротков, урбанист.
Субсидирование, а точнее его отсутствие - краеугольный камень всего происходящего. С увеличением безналичных платежей схема его работы стала полностью прозрачной для налоговых органов. В идеальном мире это однозначный плюс, но есть подводные камни.
- Оборот наличных исчезает, а именно нал позволял всей старой системе хоть как-то сводить концы с концами. В том числе и тем, что давал возможность «каждый день» платить зарплату, удерживая персонал, - отметил Геннадий Чесноков, урбанист.
Уже сейчас можно заметить, что количество единиц общественного транспорта на дорогах падает. Это предпосылки к тому, что Хабаровск в конце концов пойдет по пути многих других городов России, куда приходят федералы.
- Они продавят ввод брутто-контрактов, федеральные субсидии и лизинг. С автобусами это происходит по всей стране. И сев на эту схему федералы лишают город автономии в принятии решений, делают зависимым, - считает Денис Коротков.
В брутто-контрактах есть плюс. Власти при их заключении закупают определенный объем перевозок - выход на линию некоего количества единиц транспорта и километраж на ней. Оплаченный пассажирами проезд направляется в бюджет города, а к перевозчикам попадает позже при условии выполнения контракта. Водителю нет смысла дольше стоять на остановках, чтобы посадить пару лишних человек, график соблюдается, однако есть и несколько «но».
В эту схему нельзя влезать без определенной административной работы, которую Хабаровск должен был делать в последние лет пять. Без выделенок ничего не получится. Попал автобус под запарковку или в затор - водитель остановится, включит камеру и будет ждать. На встречку он не полезет, так как есть риск ДТП. Ремонт ему никто не компенсирует, автобус находится в страховках и лизинге.
- Город должен заранее создать современную и удобную для пассажиров систему сбора платежей, а также принять меры для контроля оплаты, чтобы не получить 70% зайцев и крах сборов при переходе к новой системе, в которой не будет кондукторов. Так как перевозчика не волнует количество пассажиров и то как они платят, ему главное вовремя проезжать остановки. Тут нужно учитывать опыт Москвы и Челябинска, - отметил Геннадий Чесноков.
Таких нюансов очень много. Система брутто-контрактов и передача транспортной работы пришлым компаниям уже получила как несколько единичных положительных примеров, так и плохих, когда сильно растут расходы городов, но нет хорошей услуги.
В Перми и так достаточно развитую систему общественного транспорта брутто-контракты сломали. Автобусы большой вместимости со временем заменили на средние, интервалы поездок серьезно увеличились, а «бегущий за транспортным средством пассажир» превратился в «пассажира следующего автобуса». Местные блогеры и урбанисты отмечают, что стало намного хуже, чем было раньше, хотя нельзя не отдать должное первоначальному замыслу местной мэрии - теперь автобусы ходят реже но расписание соблюдается на 99 процентов. Но что-то подправить невозможно - контракты подписаны, у города нет своего ресурса для маневра.
- Если мы погубим местных коммерческих перевозчиков, если у города не будет своего управляющего оператора, скорее всего на базе горэлектротранспорта – нам придет конец. В негативном сценарии, старая схема рухнет в один день и аврально заведут «москвичей». Субсидии и компенсации будут ими “выведены”, а мы, через 5-7 лет, останемся у разбитого корыта с прогнившими “новыми” автобусами и долгами, - заключил Денис Коротков.
Самая большая проблема Хабаровска – отсутствие долгосрочной стратегии: понятных и прозрачных, стабильных правил игры, действия которых гарантировались бы если не на десятилетия, то хотя бы на среднесрочную перспективу 5-7 лет.
А пока коммерсанты как минимум раз в год переживают очередные потрясения: требования по переоснащению, новые правила конкурса по выбору перевозчиков на маршруты, пандемия, постоянные повышения стоимости топлива и запчастей, и отсутствие субсидий-компенсаций. И умирают.
Больше новостей о жизни Хабаровска, транспортных проблемах и мнений урбанистов по самым наболевшим вопросам в разделе «Городская среда».
Напомним, что ранее Денис Коротков предложил принять аналоги московских законов для улучшения ситуации на дорогах города. По его мнению, помочь должны суровые, но справедливые штрафы. Сейчас автомобилисты постоянно пренебрегают ПДД, что регулярно приводит к заторам и бардаку на перекрестках Хабаровска.
Игорь Скуловец, новости Хабаровска DVHAB.ru