Многомиллиардный кредит грозит краю из-за ввода в эксплуатацию «Обхода Хабаровска»
Первая на Дальнем Востоке скоростная автотрасса готовится к открытию. Но правительство края всячески затягивает этот момент из-за условий, которые утвердил в свое время Вячеслав Шпорт. Теперь региону необходимо найти десятки миллиардов рублей.
Основной объем работ на «Обходе Хабаровска» уже выполнен, магистраль находится в высокой степени готовности. При этом еще в начале октября минстрой края выдал разрешение на ввод в эксплуатацию новой платной скоростной автодороги. Тогда же по трассе проехали машины МЧС. Но с тех пор дата открытия движения по магистрали регулярно отодвигается. Оказалось, что чиновники намеренно это делают, поскольку пытаются решить проблему, созданную еще правительством Вячеслава Шпорта.
- Мне достоверно известно, что причина кроется в условиях кабального договора на строительство и эксплуатацию данной дороги, который еще в 2015 году подписал экс-губернатор Вячеслав Шпорт. Согласно ему, после подписания акта о вводе в эксплуатацию «Обхода Хабаровска», наш край должен выплатить концессионеру - группе компании «ВИС» в течение 10 лет 26,9 миллиарда рублей, а также недостающую сумму краевого гранта. То есть общие затраты на строительство и обслуживание трассы в 29 километров составят 56,4 миллиарда рублей. Получается, после ввода в эксплуатацию магистрали регион должен платить в среднем по 2,3 миллиарда рублей ежегодно. А это объем фонда на ремонт и содержание дорожной сети всего края, - рассказал Михаил Сидоров, депутат гордумы Хабаровска.
Об этом стало известно от одного из членов специальной рабочей группы, которую создал будучи губернатором Хабаровского края Сергей Фургал. Он поручил проработать варианты ухода от кабалы. Но работу завершить не успели, а Михаил Дегтярёв распустил команду.
- Работа велась в двух направлениях. Во-первых, объект законченного строительства вместе с обязательствами концессионеру планировалось передать в федеральную собственность. На момент ареста Сергея Фургала уже была установлена принципиальная договоренность на уровне федерального дорожного агентства, Министерства транспорта РФ. Во-вторых, рабочая группа боролась за пересмотр стоимости работ в сторону их значительного уменьшения. Специалисты провели комплексную проверку. Выявлено, что при строительстве дороги, подрядчик, например, заменял материалы на аналоги более низкого класса, что приводило к удешевлению проекта, однако не уведомлял об этом заказчика. Также выяснено, что проектировщик и согласующий изменения проекта работали в организациях, входящих в группу «ВИС». То есть они согласовывали сами себя. Позже Михаил Дегтярёв спохватился и попытался вернуть уволенных членов рабочей команды, но они отказались возвращаться, - отметил Михаил Сидоров.
В региональном министерстве транспорта отказались комментировать столь щепетильный вопрос. Однако день икс стремительно приближается. И, судя по всему, найти какое-либо другое решение, кроме выплаты миллиардов рублей, в правительстве Хабаровского края не смогли. В связи с этим Михаил Дегтярёв включил свои навыки переговорщика. Если же они не помогут, то региону грозит новый кредит.
- Минтранс у нас трещит по швам от недостатка средств потому, что мы в этом году платить будем за «Обход Хабаровска» практически 80 процентов дорожного фонда. Но в Москве состоялся разговор с вице-премьером Маратом Хуснуллиным на тему помощи нашему бюджету, дорожному фонду, и мы надеемся, что в ближайшие недели нам выделят дополнительные средства, - сказал Дегтярёв в апреле, но пока результата нет.
Сам же подрядчик спокойно и уверенно движется к цели, готовясь в самое ближайшее время завершить все работы. Для этого они даже увеличили количество техники и людей на объекте.
- На завершающих работах заняты более 150 человек и 35 единиц спецтехники. Сейчас дорогу приводят в нормативное состояние после зимнего сезона, на некоторых участках обновляют разметку, благоустраивают и озеленяют полосы отвода, откосы полотна. Полностью готова к эксплуатации интеллектуальная система управления движением, укомплектован штат компании, которая обеспечит обслуживание дороги в период ее эксплуатации концессионером. Для скорейшего завершения оставшегося объема работ в ближайшие дни на объект будет дополнительно мобилизовано около 30 единиц спецтехники, - сообщили в пресс-службе группы «ВИС».
Отметим, первоначально правительство края обещало открытие движения на «Обходе Хабаровска» осенью 2021 года, затем старт перенесли на декабрь, дальше был январь, потом апрель, теперь, видимо, сдачу объекта хотят приурочить ко Дню города. Тем не менее нельзя утверждать, что работы остановили вовсе. По состоянию на февраль готовность трассы составляла 98,11 процента, при том что в начале декабря этот показатель был равен 95,02 процента. Маленькими шажками реализация проекта движется к завершению, а вместе с ней приближается и срок его ввода в эксплуатацию.
Напомним, согласно проекту, прогнозный трафик к 2025 году по «Обходу Хабаровска» может составить 25 тысяч автомобилей в сутки. Общая протяженность транспортной инфраструктуры - около 53 километров. Протяженность дороги по основному ходу составляет порядка 27 км, еще более 17 км отведено под пять транспортных развязок. Кроме этого, имеется более 20 мостов и путепроводов. Расчетная скорость движения на этой дороге может достигать до 120 км/час.
Александр Неделько, новости Хабаровска на DVHAB.ru