Круговорот яда в природе: как мусорные свалки отравляют хабаровчан

В начале прошлого месяца в регион зашел новый мусорный оператор, однако появление «Хабавтотранс ДВ» пока никак не решает проблемы сортировки и переработки пластика, бумаги и стекла. Ежегодно у нас производится почти полмиллиона тонн разнообразного хлама, который сейчас вывозят на свалки. Хоронить привыкли не только относительно безобидные пищевые отходы, но и яды, медленно отравляющие всех живущих в крае.

Круговорот яда в природе: как мусорные свалки отравляют хабаровчан

Сортировка, переработка и мусорный оператор

Региональный оператор 1 июля зашел в Хабаровский край со скандалом — контейнеры под отходы были переполнены, народ возмущался происходящему, но в итоге кое-как ситуацию стабилизировали. Правда, на фоне всего шума люди забыли, ради чего федеральные власти вообще задумали эту реформу.

- Ликвидация несанкционированных свалок и мусорных полигонов, строительство комплексов по обработке и утилизации отходов - это основные цели мусорной реформы, - заявлялось несколько лет назад чиновниками из Москвы.

Надеяться на то, что «Хабавтотранс ДВ» займется сортировкой и переработкой, можно, но опыт все же подсказывает, что добровольно и без собственной выгоды никто и ничего делать не станет, а соответствующих контрактных обязательств у регоператора, как ни странно, нет. Министерство ЖКХ Хабаровского края, проводя конкурс, таких требований просто не выставляло.

Этот нюанс, конечно, вызывает недоумение, но вообще-то критиковать следует не только действующую власть, но и всех ее предшественников. За последние десятилетия никто из чиновников не пытался наладить в крае сортировку и переработку, а если подобные шаги и предпринимались, то в итоге оказывались неудачными. 

Люди хотят сортировать, но не могут

Экологи отмечают, что в плане сортировки отходов отстаем мы даже от наших непосредственных соседей, не говоря уже о западных регионах страны. Контейнерные площадки для раздельного сбора мусора уже появились и в Петропавловске-Камчатском, и в Южно-Сахалинске, и во Владивостоке. У нас подобное происходит лишь по инициативе частных компаний.

- В городе есть контейнеры под ПЭТ-бутылки и картон. В принципе неплохо, но в подавляющем числе дворов эта система недоступна. Хотя постепенно многие ставят в жилмассивах такие контейнеры. Люди надеются, что им будут делать расчет по факту накопления отходов и платить за из вывоз по тарифу не придется. Такая возможность установлена законодательством, - отметил Владимир Сидоров, руководитель Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы.

При этом эколог отметил, что в Хабаровском крае есть вопросы к сформированной законодательной базе. Например, пройти через бюрократические процедуры оказались готовы далеко не все люди, заинтересованные в сортировке отходов. Этот процесс следует упрощать. А в отдельных случаях хитрят и сами управляющие компании, устанавливающие небольшие контейнеры для раздельного сбора — мусор со всего дома в них не поместится, но снижения платы за вывоз коммунальщики все равно требуют. 

Важно отметить, что запрос от населения на сортировку отходов существует, но условия для этого создаются очень медленно. Отчасти это связано с мнением о том, что никто не станет выбирать, какой мусор и в какой контейнер необходимо выкидывать. Люди по привычке продолжат бросать все в одну кучу. Но есть варианты, с чего начать. Делать это можно с помощью фандоматов.

- Они есть уже в Казани и Санкт-Петербурге. И отзывы очень хорошие. Их можно поставить в торговых центрах, например. Но вопрос нужно прорабатывать с руководителями этих учреждений. Это могло бы выглядеть так: приходит гражданин в ТЦ, бросает бутылочку в фандомат, а ему выдается чек, благодаря которому он может получить скидку на какие-то товары в магазине. Другой вариант, когда человеку будут выдавать готовую продукцию. Но тут нужно договариваться с самим производителем, - отметил Владимир Щербатюк, один из хабаровских предпринимателей, занимавшихся перевозкой отходов.

За тару, которую сбрасывают в фандомат, можно платить даже небольшие деньги. Тогда к процессу очистки города от отходов могут подключиться даже асоциальные слои населения.  

Фото: Московский Комсомолец

Бизнес и мусорный популизм

Сортировка отходов будет бесполезна, если их потом не перерабатывать. Но в Хабаровском крае есть организации, которые уже трудятся в этом направлении. 

- Например, это компания «Сталкер» из Комсомольска под руководством Александра Серебрянского. Почему-то власти ее уже лет 25 не замечают. Но они лидеры по сортировке отходов, научились работать с мусором и выделять полезные компоненты оттуда. Трудятся не благодаря, а скорее вопреки, опыт получили уникальный - там умудряются вытаскивать из отходов все, что только можно, - отметил Владимир Сидоров.

В прошлом году мэр Сергей Кравчук ездил на аналогичное предприятие и так восхитился увиденным, что предложил устанавливать в Хабаровске разноцветные бордюры из переработанного пластика

Увы, но на этом энтузиазм градоначальника и закончился, хотя в целом его идея звучала интересно. В этом и проблема - при поддержке властей такой бизнес может быть успешен, но затем популизм чиновников куда-то сдувает, и предприниматели остаются наедине со своими проблемами.

- Никто ведь не отменял конкурентные закупки. Когда берут те же бордюры - смотрят на цены. Я не волшебник, чтобы дать стоимость продукции меньше, чем за бетонную. Материал у меня копеечный, но трудозатраты колоссальные. Чтобы история, связанная со вторсырьем процветала, она должна поддерживаться государством. Тогда будет эффект. Я уже присмотрел оборудование, которое позволит мне раза в два снизить себестоимость продукции. Но инвестиции очень большие. Чтобы получить какие-то деньги от государства, необходим целый штат юристов и бухгалтеров, которые подготовят все документы. Или другая проблема - требуется показать доходность за пять лет. А как я это сделаю, если работаю только год? - рассказал Александр Старченко, директор компании «Полимерпродукт».

Сейчас компания перерабатывает от трех до пяти тонн пластика в год. Из него делают скамейки, лавки, урны, тротуарную плитку, а заказывают эту продукцию даже из Приморского края, что приятно удивляет. Дело в том, что изделия получаются очень тяжелые, а логистика дополнительно увеличивает их стоимость. Готовый товар интересен хабаровским дачникам, бизнесменам, но упор необходимо делать все же на государство. Переработчики пластика должны быть уверены в том, что их продукция будет востребована. 

У чиновников же само упоминание темы раздельного сбора мусора, сортировки и переработки вызывает состояние грогги. Не секрет, что в разных районах края до сих пор есть проблемы с банальным вывозом отходов на свалку. Что уж говорить обо всем остальном? А если чиновники и занимаются подобными вещами, то часто это происходит для проформы. Пример МПС «Южная» очень показателен. Ее сдали в 2017 году, но с тех пор она не проработала ни дня. Как оказалось, возить туда отходы просто невыгодно. Сортировка и переработка мусора не должны быть популизмом. Пока же на этой теме многие пытаются набрать политических очков, но в реальности толку от этого нет.

- Мусорную реформу затеяли, а у нас ни один вуз не готовит специалистов по управлению отходами. В ТОГУ закрывают единственную специальность по экологии. Люди не имеют представления о том, как это все работает. Вот и получаем с таким пренебрежительным отношением соответствующий результат — отстаем от других регионов, - отметил Владимир Сидоров.

А зачем вообще перерабатывать мусор?

Россия - самая большая страна в мире. Из-за этого многие пренебрегают логикой и считают, что места под мусор мы как-нибудь найдем, а в будущем уже разберемся. Но это заблуждение. Один только Хабаровский край за год производит около полумиллиона тонн отходов. На свалки отправляют не только остатки еды и старую мебель, но и настоящий яд.

- Есть виды мусора, которые требуют особых условий утилизации: батарейки, аккумуляторы, пластиковые бутылки - они в природе вовсе не перегнивают и остаются на века в грунте. Мы убивают природу. Если не станем сортировать и перерабатывать отходы, то со временем утонем в них. Полигоны у нас уже переполнены. Знаете, в океане есть целый остров из пластиковых бутылок, который постоянно дрейфует. Хабаровский край идет к тому же самому, - отметил Олег Губарец, экологический инспектор в сфере охраны окружающей среды и природопользования федеральной службы Росприроднадзора.

Несортированный мусор «убивает» почву, но это не единственная проблема. Люди и сами чувствуют его воздействие. Это самый настоящий круговорот яда в природе, который происходит по вине человека.

- На свалке посидели птицы, потом они полетят на пшеничное поле, а затем мы из этой муки делаем хлеб, в котором пусть и частично, но будет содержаться яд. В зараженной воде плавает рыба, которая попадает к нам на стол. В любом случае рано или поздно, но в нашем организме окажется яд. Убиваем сами себя, - добавил Олег Губарец.

Хабаровский край должен обращать внимание на передовой опыт западных стран. Например, в Швейцарии уже два десятка лет действует запрет на организацию свалок в стране. Мусор полностью перерабатывают или утилизируют при строгом соблюдении технологий. В России же на полигоны попадет 90 процентов отходов, которые постепенно отравляют землю. Уже сейчас они занимают территорию, сопоставимую по площади со средними европейскими государствами.

Напомним, что после жалобы местных жителей на опасное соседство экологические инспекторы посетили мусорный полигон в селе Ильинка. Они посмотрели своими глазами, что происходит с отходами после того, как они попадают на данную территорию. Кроме того, стало известно, какой конец ожидает многолетнюю свалку.