Битва за воздух: как краю заработать миллиарды на углероде
К 2060 году Россия должна стать углеродно-нейтральной страной. Такую задачу поставил Владимир Путин. Некоторые регионы уже идут с опережением графика. Может ли таковым стать Хабаровский край, какой профит от этого получит и почему декарбонизация вообще играет такую роль - обо всем ниже.
Парниковый эффект, глобальное потепление и заговор промышленников
Многие наверняка вообще не слышали о понятии «углеродная нейтральность». Оно проходит красной нитью через Парижские соглашения, подписанные представителями почти двухсот государств в 2015 году. Их цель состоит в том, чтобы удержать повышение среднемировой температуры в пределах 2 °C по сравнению с доиндустриальными показателями.
Споры о том, является ли человек виновником изменения климата, ведутся до сих пор, и к однозначному выводу общественность не пришла. Впрочем, вряд ли это вообще возможно. Крупные игроки рынка никогда не признают, что выбросы СО2 серьезно влияют на усиление парникового эффекта - слишком уж большие деньги крутятся в сфере добычи и использования угля, нефти, вырубки лесов.
Здесь впору вспомнить о карьере блестящего американского геохимика Клэра Паттерсона. В середине 1960-х годов он пытался привлечь внимание общественности к загрязнению окружающей среды свинцом. Тогда этот металл присутствовал в автомобильном топливе. Долгие годы его работы пытались дискредитировать, ему противостояли видные ученые, работавшие на корпорацию Ethyl Corporation - она производила добавку, используемую для этилированного бензина и содержащую тетраэтилсвинец. В конце концов Паттерсон доказал свою правоту и добился удаления опасного металла из бензина, производимого в США. В итоге уровень свинца в крови американцев упал на 80 % к концу 1990-х годов.
Параллели с выбросами СО2 в атмосферу и попытками промышленников отстоять свое право жить по старым правилам напрашиваются сами собой.
Углеродная нейтральность в России
Владимир Путин в самом конце прошлого года отмечал, что никто не собирается прямо сейчас закручивать гайки и уничтожать собственную промышленность. Снижение выбросов необходимо, но действовать нужно поступательно. Время для этого есть.
- Мы не собираемся забегать вперед. Ну разве у нас есть цель душить российские экономику и промышленность? Конечно, нет. Мы должны исходить из реалий, которые складываются в мире, из чувства ответственности за будущее поколение, с точки зрения сохранения климата. Это очевидные вещи. Мы будем исходить из реалий, которые у нас есть. Но если есть возможность и регион, где можно проработать и прокачать все эти действия, посмотреть, как они функционируют, где и как могут быть применимы, - надо это сделать, - заявил Владимир Путин.
Довольно логично, что пилотный проект по достижению углеродной нейтральности будет реализовываться на Сахалине. Регион является лидером по добыче нефти и газа. Компании, работающие на острове, - «Газпром», «Роснефть», Shell, ExxonMobil, «Сахалин Энерджи» - поддержали тренд на снижение выбросов и повысили эффективность своих производств. Кроме того, богатый голубым топливом регион изначально имеет преимущество, поскольку оно выгодно отличается от нефти и угля большей экологичностью. И, наконец, на острове уже существуют проекты по производству из газа водорода - чистейшего вида топлива.
«Позеленеет» ли Хабаровский край?
Наш регион глобально пока не втянут в национальную повестку по достижению углеродной нейтральности, но потенциально мог бы стать одним из общероссийских лидеров. И очень неплохо заработать на этом.
Первый и самый масштабный проект - строительство приливной электростанции в Тугурском заливе Охотского моря. Эту идею в прошлом году анонсировал Михаил Дегтярёв, попутно добавив, что объект может использоваться не только для выработки энергии, но и для производства водорода из морской воды посредством гидролиза. Потенциал проекта значительно превышает его колоссальную стоимость - четыре - пять триллионов рублей потратить придется. Договориться об инвестициях губернатор Хабаровского края пытался с «Эксон Нефтегаз Лимитед» - дочерней компанией ExxonMobil, являющейся крупнейшей нефтедобывающей корпорацией мира. Учитывая геополитические сложности, этот вариант можно считать похороненным, а потому просить деньги придется у организации из России или дружественных нам стран.
- Думаю, что при политической воле первых лиц государства шанс имеется. Деньги есть, пусть они где-то под санкциями возможно, но все же. Было бы замечательно, если бы «Газпром» или другие крупные компании заинтересовались этой историей. Строительство приливной электростанции - это развитие южного Охотоморья, получение водорода, точка роста Хабаровского края. Китай вполне может вложиться в проект, это реально, но не совсем здорово с точки зрения геополитики. Поэтому лучше бы пригласить сюда Индию, провести разговор с Индонезией, может быть, взглянуть на страны Южной Америки, - считает Вадим Заусаев, доктор экономических наук.
Строительство приливной электростанции в Тугурском заливе Охотского моря сейчас зависит исключительно от умения Михаила Дегтярёва лоббировать проекты на самом высоком уровне, а также желания госкомпаний тратить колоссальные средства в непростой геополитической ситуации.
Впрочем, есть и другие, более демократичные по цене пути развития. Экологи отмечают, что наш регион имеет неоспоримые преимущества с точки зрения климата, ландшафта и природных условий.
- Хабаровский край является очень перспективным регионом. У нас порядка 200 рек, где можно получать гидроэнергоресурсы - это больше 20 тысяч мегаватт. Что касается энергии ветра, то тут замечу, что долина реки Амур - это своего рода труба, по которой из Якутии с большой скоростью перемешаются воздушные массы. Грех этим не пользоваться. Да и продолжительность солнечных дней составляет около 2 000 часов в год. Мы в первой пятерке среди городов России, - отметил Владимир Сидоров, руководитель Хабаровского краевого отделения Всероссийского общества охраны природы.
Развитие альтернативных источников топлива - это не только вклад в «зеленую» энергетику, но и стабильное существование малых городов и деревень.
- В плане практического применения развитие возобновляемых источников энергии актуально для удаленных поселков, локальных потребителей, где нет возможности протянуть централизованные ЛЭП. Там как раз строительство подобных «зеленых» объектов, на мой взгляд, является прекрасной альтернативой существующим мазутным и угольным котельным, дающим электричество по бешенным тарифам, - добавил Владимир Сидоров.
В погоне за экологичностью самое главное не наступить на грабли предшественников и не извратить саму концепцию «зеленой» энергетики.
- Если говорить о реалиях, то как бы у нас вперед не появились мусоросжигательные заводы, инициаторы создания которых тоже говорят, что будут производить электричество. Вот это мы вряд ли будем приветствовать. И очень осторожно нужно подходить к гидроэнергетике. Экологические последствия реализации таких проектов, когда нарушаются естественные экосистемы, уже видят в Китае, других странах. Можем вспомнить про наши Зейскую и Бурейскую ГЭС, которые достаточно серьезно изменили и климат, и ландшафт, - заключил Владимир Сидоров.
Деньги из воздуха
Реализация изложенной выше концепции повлияет не только на окружающую среду, но и даст Хабаровскому краю возможность получать деньги буквально из ничего. Речь идет об углеродных единицах. Если отдельная компания или целый регион сокращают выбросы ниже выделенных им квот, то они могут продать эти единицы тому, кто не слишком успешен в вопросах экологии.
Российский и даже мировой рынок продажи углеродных единиц пока находится в колыбели, но очевидно, что имеет громадный потенциал. По прогнозам международной консалтинговой компании McKinsey & Company, к 2030 году в мире ожидается рост спроса на углеродные единицы более чем в 15 раз, к 2050-му — вплоть до 100-кратного роста спроса. Объем мирового добровольного рынка может достигнуть отметки в 200 миллиардов долларов.
Великолепные перспективы Хабаровского края находятся в руках правительства. Регион может зарабатывать огромные деньги на экологических проектах, но начинать нужно уже сейчас, чтобы потом не пришлось догонять весь мир.
Пока же Хабаровский край усиливает мониторинг за качеством атмосферного воздуха: в регионе в ближайшие годы будет построено восемь автоматических станций контроля за вредными выбросами. Расширение сети начнется с р.п. Ванино. Об этом шла речь на выездном рабочем совещании с участием заместителя председателя правительства края по природным ресурсам и сельскому хозяйству Дария Тюрина.
Фото в тексте РИА Новости; ТАСС; РГ; Википедия