Мусорный цугцванг: мэрия разбирается с самой бесполезной тратой денег

Построенную пять лет назад на деньги города МПС «Южная» правительство края хочет заполучить в собственность. И хотя этот процесс пока приостановлен, в кулуарах говорят, что переговоры все еще ведутся. В конечном итоге станцию должны отдать в аренду мусорному оператору. Почему за долгие годы мэрия так и не начала эксплуатировать дорогостоящий объект - в материале DVHAB.ru.

Мусорный цугцванг: мэрия разбирается с самой бесполезной тратой денег

Мусороперегрузочную станцию «Южная» с помпой сдали в 2017 году. Тогда отмечалось, что ее появление наряду с уже запущенной тогда МПС «Северная» позволит Хабаровску наладить процесс переработки отходов. При этом речь шла не только о краевом центре.

— Работа двух мусороперерабатывающих станций закроет потребности города и позволит нам принимать на переработку отходы из муниципального района. Уверен, строительство подобных объектов продолжится на благо жителей Хабаровского края, — говорил тогда Сергей Кравчук, будучи вице-мэром Хабаровска.

Сейчас неясно, как вообще просчитывалась деятельность станции, но после ее сдачи выяснилось, что возить туда отходы невыгодно. Мусор продолжали разгружать на Ильинке. Казалось бы, с закрытием этого полигона должна начаться эксплуатация МПС «Южная», но этого не произошло. В мэрии корреспонденту сайта рассказали, что для этого требуются бешеные деньги.

- Для обеспечения полноценной эксплуатации объекта в соответствии с проектной документацией необходимы 67 штатных единиц и 13 единиц техники, фронтальные и вилочные погрузчики, пожарная автоцистерна и прочая техника. Для их содержания, по предварительным расчетам, требуется не менее 40 000 000 рублей в год. Также надо доукомплектовать участок обработки отходов дополнительным оборудованием: прессами для вторичного сырья, разрывателями пакетов, шредерами для вторичного сырья и прочим. Ориентировочные единовременные затраты для их приобретения составляют не менее 140 000 000 рублей, - прокомментировали ситуацию в управлении ЖКХ и эксплуатации жилищного фонда администрации Хабаровска.

Для эксплуатации объекта также требуются получение лицензии и утверждение тарифа на обработку ТКО комитетом по ценам и тарифам правительства Хабаровского края. То есть даже если прямо сейчас инициировать процесс, это повлечет за собой значительный простой станции.

- Возможность создания учреждения для эксплуатации МПС «Южная» и его содержания за счет бюджетных средств администрации города Хабаровска на сегодняшний день отсутствует, - отметили представители мэрии.

Более того, в настоящий момент администрация города даже теоретически не может заниматься сбором, транспортировкой и переработкой мусора. Все эти обязанности благодаря изменившемуся законодательству возложены на регоператора. В краевом центре это «Хабавтотранс ДВ».

- В связи с поступлением запроса от министерства имущества Хабаровского края, администрацией города рассматривается возможность передачи имущественного комплекса МПС «Южная» в краевую государственную собственность для использования объекта правительством Хабаровского края в соответствии с полномочиями субъекта РФ по организации деятельности по накоплению, сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению ТКО, - рассказали в мэрии Хабаровска.

Строительство МПС «Южная» оказалось, пожалуй, самой бесполезной тратой денег налогоплательщиков в истории Хабаровска. Почему так случилось - спрашивать надо еще у бывшего мэра Александра Соколова. Возможно, он смог бы объяснить, кто из чиновников продвинул эту идею и зачем. Сейчас станция является обузой для мэрии, требует денег на содержание и не дает ничего взамен. Сергею Кравчуку в этой ситуации трудно позавидовать. Мэр находится в цугцванге. В любой ситуации его будут критиковать. Если город сохранит за собой станцию, то вынужден будет продолжать выделять миллионы на ее содержание. Отдаст - получит порцию негатива за разбазаривание народного имущества. При этом депутаты гордумы также не могут прийти к консенсусу.

На фоне этого бедлама возникает вопрос - зачем МПС «Южная» нужна правительству края и регоператору. Если верить чиновникам мэрии, то для ее эксплуатации нужны огромные деньги.

- «Хабавтотранс ДВ», у которого и так мало машин, возит мусор на полигон, находящийся в 70 километрах от Хабаровска. Регоператор тратит огромные деньги, но все равно не успевает. Он хочет минимизировать расходы. На МПС «Южная» будут прессовать мусор, грузить его в длинномеры и дальше уже вывозить на полигон. Сейчас им приходится просить о помощи руководителя АО «Спецавтохозяйство Хабаровска» господина Изотова, чтобы тот помогал им в уборке отходов по городу. Но тот берет за эту услугу по полной. А вот если «Хабавтотранс ДВ» будет просто вывозить отходы на полигон, то это уже совершенно другой тариф - гораздо ниже. Поэтому им нужна эта станция, чтобы по максимуму исключить из схемы «Спецавтохозяйство», - объяснил источник DVHAB.ru.

Отметим, что появление регоператора в лице «Хабавтотранс ДВ» пока никак не решает проблемы сортировки и переработки пластика, бумаги и стекла. Ежегодно у нас производится почти полмиллиона тонн разнообразного хлама, который сейчас вывозят на свалки. Хоронить привыкли не только относительно безобидные пищевые отходы, но и яды, медленно отравляющие всех живущих в крае, что чревато ужасными последствиями.

Игорь Скуловец, новости Хабаровска на DVHAB.ru