Назад в СССР: дальневосточную столицу советской мозаики исследовал DVHAB.ru (ФОТО)

Когда власти страны начали бдить, чтобы в архитектуре не было излишеств, многие города все же нашли, как себя украсить — дешево и сердито. На 1970-80 годы пришелся расцвет такого специфического вида монументального искусства, как настенная мозаика. На Дальнем Востоке особо отметились в этом направлении два очень разных города — Владивосток и Комсомольск. А вот в Хабаровске украшательство не прижилось.

Назад в СССР: дальневосточную столицу советской мозаики исследовал DVHAB.ru (ФОТО)

Стареющий вождь всех народов товарищ Сталин стремился к имперской стилистке. Многие построенные в конце его жизни здания имеют рельефные фасады, башенки и фронтончики, богатую лепнину и т. д. и т.п. Вскоре после его смерти все это резко свернули, издав в 1955 году постановление «Об устранении излишеств в проектировании и строительстве». Там бичевалось «неправильное направление» в архитектуре, выразившееся в создании «вокзалов-дворцов» и в увлечении «показной стороной». 

Главной задачей строительства стало сооружение недорогих жилых домов. Наступило время «хрущевок» - сперва кирпичных, а с середины 1960-х — панельных. Здания во всех без исключениях городах стали типичными и обезличенными. 

Но местами архитекторы придумали «раскрашивать» унылый архитектурный ландшафт мозаичными панно. Это на долгие годы стало единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре.

Одной из «столиц советской мозаики» на Дальнем Востоке стал Комсомольск. Связано это с тем, что сюда в 1955 году приехал работать выпускник Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В. И. Мухиной Николай Долбилкин, художник-монументалист. Именно он создал первые большие мозаичные панно на Дальнем Востоке. В частности, это «Молодость и борьба», сделанная внутри ДК судостроителей. Художник работал над ней почти 10 лет и завершил в 1965 году. К сожалению, доступ туда сейчас закрыт, поэтому сфотографировать его не получилось. Впрочем, и других монументальных произведений искусства в городе Юности хватает.

Вскоре после окончания работы над «Молодостью и борьбой», Николай Долбилкин переехал в Хабаровск. Но, что удивительно, традиция в Комсомольске осталась. А вот в краевом центре так и не появилась. Долбилкин сделал и здесь пару-тройку мозаик (а также в Совгавани и Переяславке), но в целом, по его признанию, к такому искусству охладел.

В городе Юности же «мозаизация» продолжилась и перенеслась из холлов культурных учреждений на «свежий воздух».

Но она, конечно, была уже не авторской, а заводской. В первом случае художник создавал эскиз и переносил его на поверхность прямым набором. Во втором, еще на заводах, в промышленных условиях по эскизам художников создавались бумажные мозаичные карты.

Как это делалось? На заводе, где изготовляли бетонные панели, плитка или смальта (непрозрачное разноцветное стекло) выкладывалась на форму по картинке, заливалась бетоном. Плиту, когда бетон застывал, доставали, бумажную карту с лицевой части смывали водой. Далее осталось довезти плиту с фрагментом мозаики до стройки и смонтировать там, где надо и не вверх ногами.

Конечно, мозаику можно было нанести и на кирпичный дом, предварительно его заштукатурив, но была бы сильная морока. А с панельками это было относительно дешево и сердито (в смысле — красивенько). И при этом безопасно - сама мозаичная плитка мала по размеру, и никого не убьет при падении.

И, что немаловажно, такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии. Мозаика — очень стойкий материал, картины могут пожухнуть, окрашенные фасады необходимо перекрашивать, а мозаика (особенно смальтовая) практически вечна, не боится перепадов температур. Может простоять и две, и три тысячи лет, не меняя цвета, что можно наблюдать по древнеримским и древнегреческим развалинам. 

Кроме того, мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу. Основные сюжеты того времени — целеустремленные космонавты, шахтеры, сталевары, монтажники-высотники и геологи. Хотя попадались и нейтральные сюжеты, например, к Олимпиаде-80, а то и просто пейзажи.

С распадом СССР мозаичное искусство само собой сошло на нет. Как уже отмечалось выше, на первенца этого искусства на Дальнем Востоке сейчас не посмотришь, потому что после пожара ДК Судостроителей стоит полузакрытый и вообще не понятно, что с ним будет. То же самое с ДК Строитель, где внутри тоже есть панно.

Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.

Отметим, что в Комсомольске не так давно, когда он был только объявлен «городом президентского внимания», пытались возродить настенную живопись хотя бы на минималках. О мозаике речи, конечно уже не шло — просто на глухих стенах панелек рисовали гигантские граффити — тигр, корабль, самолеты. Но тема со временем заглохла.

Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Попытки возродить настенную живопись хотя бы на минималках
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.
Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.
Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.
Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Такое оформление очень долговечно, если сделано строго по технологии
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
На долгие годы мозаика стала единственной доступной роскошью в аскетической советской архитектуре
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Попытки возродить настенную живопись хотя бы на минималках
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Мозаики позволяли за счет сюжетов вести и своего рода пропагандистскую работу
Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.
Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.
Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.
Несколько изображений на стенах домов исчезли, когда жильцы решили утеплить фасады.