Кто в ответе: родители сбросили воспитание детей на учителей (ОПРОС)

Хабаровские родители все чаще открещиваются от воспитания своих детей и перекладывают эту обязанность на учителей в школах. Однако педагоги, психологи и даже Семейный кодекс РФ говорят о недопустимости этого.

Кто в ответе: родители сбросили воспитание детей на учителей (ОПРОС)

Учителя и родители в Хабаровске очень часто оказываются по разные стороны баррикад по различным вопросам. Например, не могут решить, кто же должен заниматься воспитанием детей. Члены семьи не могут выделить время на досуг с ребенком из-за работы, личных страхов и, конечно, боязни взять на себя ответственность за то, какого человека они растят.

- В школе работаю не первый год, а потому могу смело заявить, что родители сейчас совершенно перестали заниматься детьми. Причем этого уже никто не скрывает. Я как классный руководитель недавно звонила отцу по вопросу поведения его ребенка. Он мне ответил: «Так это же у вас проблема, находите подход». И такое происходит повсеместно, - рассказала Александра, учительница в школе.

Педагоги и даже директора других учебных заведений подтверждают печальную тенденцию, которая с каждым годом становится все прочнее. И это при том что даже в Семейном кодексе РФ есть статья № 63 «Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей».

- Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей. Родители имеют преимущественное право на обучение и воспитание своих детей перед всеми другими лицами, - говорится в Семейном кодексе РФ.

Родители в классах также делятся на два лагеря. Одни уже давно отстранились от школ, считая, что там все лучше знают и всему научат, другие - идут в ногу с российским законодательством и плотно занимаются воспитанием детей. На этой почве происходят конфликты даже в чатах. 

- В моем окружении есть и те, и другие. Но могу сказать, что родители, которые не слишком занимаются воспитанием своих же детей, также делятся на две условные категории — одни работают сутками, чтобы прокормить семью, а вторые - те, кто боится брать на себя ответственность и просто оказался не готов к воспитанию, - поделилась мнением Диана, многодетная мама.

А ведь и учителя бывают разные.

- Например, на уроке труда моя дочка заранее попросила готовить не из свинины, а из говядины или курицы, мясо мы обещали принести. Но учитель запретила это с оговоркой, что в России все едят все, потому исключений не будет. А ведь мы родились здесь, мы не приезжие. То есть ребенку сразу указали, что его мнением не интересуются. Дочка поделилась этим с учителем русского языка, и та заступилась за нее и объяснила детям, что такое уважение чужой позиции. А был случай, когда педагог по истории называла ребенка по номеру в журнале. То есть педагоги из одной школы могут вкладывать совершенно разные мысли ученикам. Поэтому без родителей никак нельзя, - добавила Диана.

С позицией, установленной Семейным кодексом, согласны и психологи. Ведь отсутствие взаимодействия с детьми приводит лишь к пропасти между ними и родителями. В итоге в подростковом возрасте учеников отправляют к специалистам.

- Воспитание - как восхождение и питание. То есть мамы должны подпитывать ребенка, чтобы он от уровня к уровню развивался. Сейчас модно доверять профессионалам — нам это транслируют повсеместно. С одной стороны, это признание педагогов, а с другой - подтверждение своей беспомощности. Ведь если родители пытаются переложить воспитание на кого-то - значит они сами не хотят или не могут повысить свои компетенции в вопросе воспитания. Подростковый возраст становится экзаменом для всей семьи, и часто его не проходят. В итоге детей отправляют к психологам, а те видят, что родители ими просто не интересуются. А этому предшествовала разобщенность в семье и потеря межпоколенных связей. А педагоги - очень удобный объект для битья. Когда мамы и папы не хотят признавать свою ошибку в воспитании, то удобнее всего сделать виноватым учителя. Но дети всегда будут похожими на родителей, а не учителей, - прокомментировала Елена Назарова, психолог краевого государственного автономного нетипового образовательного учреждения «Хабаровский центр развития психологии и детства «Псилогия».

В связи с этим специалист рекомендует учителям хотя бы иногда приглашать на собрания психологов, а мамам и папам попробовать принять участие в группах поддержки родителей подростков, когда они могут обменяться опытом. 

Напомним, в России 2023-й объявлен Годом педагога и наставника. На фоне этого много вопросов вызывает статус учителей в нашем обществе. Он становится все ниже, и эксперты отмечают, что эта профессия в России со временем вовсе исчезнет. При этом в соседних азиатских государствах ситуация противоположная.

Александр Неделько, новости Хабаровска DVHAB.ru

Кто должен заниматься воспитанием детей?