DVHAB на районе: откуда на Красной Речке венгерские и корякские улицы (ФОТО; ВИДЕО)
DVHAB.ru запустил проект, цель которого рассказать о жизни городских микрорайонов и улиц - с самого рождения и по сей день. Сегодня наш рассказ о Красной Речке, где, кстати, очень мало кто из хабаровчан бывал, разве что проездом на природу.
Летом 1891 года к губернатору обратились несколько семей крестьян с просьбой разрешить им поселиться по берегам Красной речки в окрестностях Хабаровска. С этого года ведется неофициальное летоисчисление поселка.
По поводу названия реки основная версия такая - по ее берегам, а она тогда была раза в четыре шире, чем сейчас, было много глины, вода из-за этого становилась красной. Там действительно до сих пор местами видны выходы красной глины, хотя цвет речки теперь кардинально изменился из-за отходов, невозбранно сливаемых в нее.
Селение поначалу называлось Николо-Александровкой. В начале 20 века это место облюбовали военные, и в официальных документах появилось название «Николо-Александровская пристань». Впрочем, в просторечии уже тогда закрепилось нынешнее имя - Красная Речка (так называлась станция на Транссибе, находившаяся на тот момент довольно далеко от жилых домов в том районе).
Здесь в последние годы царской России активно шло строительство каменных казарм, а в 1910-м было принято решение протянуть напрямую через город параллельную Транссибу узкоколейную железную дорогу от вокзала Хабаровска до Николо-Александровской пристани протяженностью 26 верст.
Решение обосновали тем, что надо «дать более широкую практику ж/д батальону и связать расквартированные в окрестностях Хабаровска воинские части между собой». На следующий год силами военных началось строительство, которое завершилось в 1912 году.
- В воскресенье 8 июля состоится открытие временной узкоколейной железной дороги от Хабаровска до Красной речки. Начало торжества (обрез ленты) состоится на станции дороги по Иркутской улице. Откуда высшая администрация и военные власти с первым поездом выедут на Красную речку. Кроме того, для публики специально будут приготовлены 11 паровозов с вагонами. Вечером на ст. Красная речка состоится спектакль для нижних чинов, - писала газета «Приамурье» о предстоящем открытии ветки.
Иркутская - это нынешняя Московская. А знакомая многим хабаровчанам красивая башня на этой улице служила для заправки водой паровозов на той самой узкоколейке. Железная дорога была разобрана в 1936 году за ненадобностью.
В годы Первой мировой войны в опустевших казармах на Красной Речке разместили крупнейший на Дальнем Востоке лагерь военнопленных. В 1915 году там содержалось примерно 1 600 человек, в основном офицеров, потом это количество росло. Известно, что среди них, в частности, была часть экипажа германского крейсера «Магдебург» во главе с капитаном Рихардом Хабенихтом. Этот корабль в самом начале войны, 26 августа 1914 года, очень «удачно» сел на мель у побережья современной Эстонии.
Из-за этих моряков Красная Речка умудрилась даже попасть тогда на страницы многих мировых СМИ. Дело в том, что Хабенихт неудачно пытался бежать из лагеря в Китай, после чего всему экипажу ужесточили режим. Пленные пожаловались в Красный Крест, и начался скандал. В итоге моряков оставили в покое.
- Два немецких офицера бежали. Да у нас не очень-то убежишь. Это не Германия, где деревни на каждом шагу. Походили они дня два по тайге и вернулись назад, голодные и холодные, - писал по этому поводу Владимир Арсеньев, на тот момент директор Гродековского музея.
Но капитан Хабенихт, наученный опытом, через пару лет еще раз сбежал, на этот раз успешно. Но уже из другого лагеря, в Иркутске.
По тогдашним правилам пленные офицеры могли не работать, и им даже выплачивали небольшое пособие, а вот простые солдаты из Германии, Австро-Венгрии, Болгарии и Турции привлекались у нас к обязательному труду. Они валили лес, строили дороги, дома и даже водопровод. Известно, например, что они достраивали здание, в котором сейчас находится самый статусный в городе детдом № 1 на перекрестке Ленина - Запарина.
К военнопленным тогда относились неплохо все воюющие стороны, но непривычный климат и скудное питание все равно приводили к повышенной смертности, особенно в зимние месяцы. Основная часть умерших в лагере на Красной Речке была похоронена на кладбище в районе нынешней улицы Барнаульской, которое снесли в 1950-х годах в связи со строительством лесозавода (ныне не существующего).
Интересно, что в лагере на Красной Речке сидели очень известные в свое время люди. Например, Роберто Бартини. Этот офицер-итальянец, подданный Австро-Венгерской империи, заразился в лагере военнопленных идеями коммунизма и в итоге прижился в СССР. Он стал авиаконструктором Робертом Людвиговичем Бартини, получил, как водится, десять лет за шпионаж в пользу Италии в 1938 году, но в итоге выжил, был досрочно освобожден и стал дважды кавалером ордена Ленина. Правда, разработанные им самолеты были настолько странными, что ни один в серию так и не пошел, но это уже совсем другая история.
Но его именем улицу на Красной Речке не назвали, а назвали в честь другого сидельца из Австро-Венгрии - Мате Залки (настоящее имя Бела Франкль). Этот офицер, венгр по национальности, тоже проникся у нас коммунистическими идеалами, прибился к красным, стал советским писателем. Писал на венгерском, потом переводил на русский, за корявый стиль был неоднократно бит критиками, но не сдавался. В итоге уехал воевать в Испанию на тамошнюю гражданскую войну, где и погиб в 1937-м.
В годы нашей Гражданской войны на Красной Речке было относительно спокойно. Хотя сюда заходили и красные, и белые, и японцы, и китайцы, и просто какие-то непонятные бандиты, но все это как-то обходилось без стрельбы. Пленных сначала бросили охранять и кормить, предоставив самим себе, а в марте 1918 года по Брестскому мирному договору и вовсе «отпустили на родину». Однако поскольку выбраться с Дальнего Востока у них было мало возможностей, многие оказались втянутыми в боевые действия на разных сторонах.
Далее, уже при новой власти, поселок продолжал крутиться в «армейской орбите», постепенно обрастая все новыми и новыми воинскими частями и сопутствующей инфраструктурой. Одно время здесь располагались даже моряки Краснознаменной Амурской флотилии.
Жители, как правило, занимались тем, что либо служили в армии, либо работали на нее. Многоэтажные дома здесь тоже строили в основном военные и для военных.
Удивительным образом сюда затесалась «Дальгеофизика» - сугубо гражданское, но влиятельное в советское время учреждение, занимающееся разведкой полезных ископаемых.
Рассказывают, что когда в начале 1950-х годов выбирали место под базу, решение в пользу Красной Речки было принято под давлением рядовых сотрудников. Дело в том, что геологам и геофизикам платили так называемые «полевые» - за работу вне города. Поэтому обосноваться рядом с Хабаровском, но вне его черты было стратегически правильным с точки зрения зарплат коллектива. Но вот незадача - вскоре после того, как база была выстроена, в 1956 году поселок Красная Речка включили в состав Хабаровска, и хитрый план рухнул.
Между прочим, это включение привело к самому масштабному переименованию улиц в истории краевого центра. Когда Красная Речка стала городской территорией, сразу более 70 улиц поселка стали называться по-иному, чтобы избежать дублирования. Отсюда немного странные названия улиц в микрорайоне - типа Корякской, Вилюйской, Олюторской и так далее. Кто-то просто выписал рандомные названия с карты Дальнего Востока. Страна находилась на сломе, в процессе переосмысления своих героев, и называть что-либо в честь физических лиц, пусть и мертвых, было чревато.
Самым крупным промышленным предприятием Красной Речки долгое время был 541-й завод железобетонных изделий, продукция которого использовалась для многочисленных нужд военных. Он дотянул под управлением «Дальспецстроя» до 2000-х годов, даже освоил производство бетонных гаражей (блок-комнат), но когда военные стали избавляться от непрофильных объектов, быстро умер. В марте 2009-го он был полностью обесточен за долги, потом закрылся, большинство оборудования попилили на металл.
Коммунальная инфраструктура здесь всегда была так себе, постоянно возникали сезонные проблемы с питьевой водой. Водовозка у многоэтажек была неотъемлемым атрибутом Красной Речки десятки лет. Когда коммуналка перешла от военных к мэрии, проблему с водой удалось более-менее решить, а все остальное здесь в основном как всегда.
Впрочем, уже лет 15 как решена еще одна извечная проблема - когда-то, во времена массовой призывной армии, срочники любили залезть по сезону на окрестные дачи и огороды с целью что-нибудь съесть. Таких жалоб от населения давным-давно уже нет.
Бывший Дом офицеров 1938 года постройки, ныне ДК (со странным, как и многое на Красной Речке, официальным названием «Центр по работе с населением «Единство»), как сильно выгорел три года назад, так его толком и не могут восстановить. Наиболее пострадавшее крыло снесли, в нетронутых огнем помещениях занимаются дети - но условия даже в уцелевшей части ужасные.
Частный сектор ближе к берегу постоянно топит последние годы. Сразу после наводнения 2013-го здесь обещали построить дамбу, но потом как-то все забылось.
Жилищное строительство, за исключением ИЖС, здесь умерло в начале 1990-х. В действующем генплане города район отводится под малоэтажную застройку с зоной городских парков вдоль береговой полосы.
В целом Красная Речка остается окраинным микрорайоном в окружении воинских частей и экс-совхозных земель, без значительных перспектив, но и без значительных проблем (особенно, если вспомнить, что там было десять лет назад).
Напомним, ранее мы рассказывали о том, как живет микрорайон Амуркабель, что стоит на той же речке Красной, без своего градообразующего завода.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото: Игорь Волков, Гродековский музей