На дешевый инсулин принудительно переводит детей-диабетиков минздрав (ДОКУМЕНТЫ)
Хабаровчане, чьи дети страдают от диабета, столкнулись с множеством проблем с началом 2023 года. Мало того что юным пациентам не выдают тест-полоски, которые нужны для измерения уровня глюкозы в крови, теперь ребят пытаются перевести с одного инсулина на другой, хотя никаких показаний для этого нет, а сами препараты невзаимозаменяемы. Однако медики настаивают на своем.
Анна Босова воспитывает дочь, которая болеет диабетом. Долгие годы девочке на льготной основе выдавали инсулин новорапид, который ей назначил врач, исходя из индивидуальных особенностей организма пациентки и сопутствующих диагнозов. Однако в этом году получить нужный препарат в поликлинике № 24 не удается. Вместо него ей предлагают другой - фиасп.
- В минздраве ссылаются на то, что сейчас выдача лекарственных препаратов происходит по международному непатентованному наименованию. И они правы. Не дело не в этом, а в том, что есть еще индивидуальные электронные закупки на детей и решения врачебных комиссий по торговым наименованиям препаратов. То есть нам должны предоставить именно новорапид, на то есть основания. Но сейчас происходит замена инсулинов. Министерство доказывает, что это одни и те же препараты, но письмо Росздравнадзора и инструкции к лекарствам говорят о том, что они невзаимозаменяемые, - рассказала Анна Босова, хабаровчанка, мама девочки с диабетом.
У многих детей есть сопутствующие заболевания, осложнения из-за диабета, поэтому заявки в минздрав поликлиники делают, опираясь на все эти моменты, указывая торговое наименование лекарственного препарата. Это и называется электронными индивидуальными закупками, с которыми теперь возникла проблема. Причем столкнулась с ней не только семья Анны, но и другие жители Хабаровска и Комсомольска, а также соседней ЕАО. Сегодня, по словам собеседницы, детей, у которых диабет благодаря принимаемым препаратам и так компенсирован, заставляют ложиться в стационар для замены инсулина. В случае дочери Анны, например, предполагается, что если у девочки, которой сейчас прописан новорапид, не возникнет аллергии на фиасп, ее переведут на этот медикамент.
- То есть детей кладут в стационар, чтобы доказать неблагоприятную реакцию на инсулин. Но как это отразится на организме и кто возьмет ответственность за возможные последствия? Ни одна мать на это не согласится, потому что на данный момент ребенку уже подобрана инсулинотерапия. И зачем ее менять, если показаний нет? Я думаю, что минздрав просто закупил дешевый препарат, вот и все объяснение, - добавила Анна Босова.
Исходя из письма Росздравнадзора, фиасп - это содержащий витамин B сверхбыстродействующий инсулин аспарт (аналог человеческого инсулина) для терапии сахарного диабета. Его вводят в непосредственной связи с приемом пищи, что обеспечивает более быстрое первоначальное всасывание инсулина и значительно более ранний эффект по сравнению с новорапидом.
- Таким образом, фиасп и новорапид не эквиваленты по своим фармакологическим, фармакодинамическим характеристикам и клиническим эффектам, - указано в письме Росздравнадзора.
Также в письме ФГБУ «НМИЦ эндокринологии» Минздрава России от 25.08.2016 указано, что инсулины не являются взаимозаменяемыми: они отличаются по времени и пику действия, поэтому хаотичная смена препаратов приводит к декомпесации диабета и увеличивает риск необратимых осложнений. Эту информацию Анна и родители других детей-диабетиков пытаются донести до медиков в своих поликлиниках, до краевого минздрава и других ведомств. В решении проблемы хабаровчанам помогают Следственный комитет и прокуратура, однако пока медицинская комиссия настаивает на том, что дочке Анны нужно пройти госпитализацию для перехода на другой инсулин.
- В соответствии с приказом Минздрава России от 24.11.2021 года № 1094н назначение пациентке лекарственного препарата инсулин аспарт по торговому наименованию «Новорапид» возможно в случае подтверждения наличия у ребенка индивидуальной непереносимости лекарственных препаратов инсулин аспарт с другими торговыми наименованиями. Согласно разъяснениям Росздравнадзора, необходимо направить пациентку в стационар для перевода на инсулин аспарт под торговым наименованием «Фиасп», - указано в заключении медицинской комиссии поликлиники № 24, которая прошла в мае.
Помимо всех вышеперечисленных проблем, Анна Босова столкнулась с еще одной: ее ребенку перестали выдавать тест-полоски, с помощью которых производится диагностика уровня глюкозы в крови - на основании этих измерений пациенту и вводят инсулин. Приобретать их сейчас приходится самостоятельно, что очень накладно.
- Не были вовремя сделаны закупки тест-полосок, поэтому поликлиника посчитала те запасы, что у них остались, и меня поставили перед фактом: моего ребенка и так уже обеспечили расходниками на 528 дней, а не на 365. По моим подсчетам, цифра получилась меньше - 480, но суть не в этом, а в том, что нас заранее не предупредили о такой ситуации. Теперь до октября 2023 года мы ничего не получаем, при этом у тех тест-полосок, что нам выдали до этого, срок годности истекает в июле 2023 года, поэтому пользоваться ими мы тоже не сможем, - объяснила Анна.
А с сенсорами, которые также выдаются пациентам для измерения уровня глюкозы, ситуация, по словам хабаровчанки, и вовсе аховая. По информации фирмы-производителя «Метроник», они застряли на границе около полугода назад, и с тех пор из-за проблем с логистикой находятся там. Прибудут ли они в итоге в место назначения - неясно, тем более срок годности у них ограничен. При этом у Анны есть решение суда, по которому минздрав обязан обеспечить ее ребенка сенсорами, но исполнять его министерство не торопится, а на какой стадии находится исполнительное производство у приставов по этому вопросу - женщина не знает.
- Видимо, мне придется состоятельно разбираться в этом совместно с прокуратурой, которая уже помогала нам ранее. Хочется, чтобы министерство понесло ответственность за неисполнение решения суда. Понимаете, нам в июне выдали всего три сенсора - этого хватит только на 18 дней. А до этого мы с 6 апреля по июнь не получали ничего, - отметила Анна Босова.
DVHAB отправлял официальный запрос в министерство здравоохранения региона края с просьбой прокомментировать ситуацию и разъяснить все проблемные вопросы, но в положенный срок ответ из ведомства так и не пришел.
Напомним, ранее стало известно о другом вопиющем случае из сферы здравоохранения Хабаровского края. Женщину из поселка Многовершинного с раком четвертой стадии, которая четверо суток находилась в бессознательном состоянии, отказались транспортировать в Хабаровск, обосновав это тем, что она уже умирает. В итоге пациентка скончалась, так и не получив помощи в региональной столице.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru