Социальная иерархия: почему появление лидеров в школе приводит к буллингу

Многие школьники не хотят после каникул возвращаться к учебе из-за плохих отношений со сверстниками. Одноклассники делятся на группы, и это приводит к тому, что появляются изгои: те, кто не смог попасть ни в один из «кружков по интересам». Откуда в школах возникают такие группы во главе с лидерами и что с этим делать - рассказали эксперты.

Социальная иерархия: почему появление лидеров в школе приводит к буллингу

Разделение коллектива на группы называется социальной иерархией - сверстники начинают выделять из одноклассников наиболее интересных и стараются общаться только с ними. При этом раскол на группы, в которых появляются лидеры - нормальный процесс, связанный с очередным этапом взросления. Но есть у этого и обратная сторона - в силу своего возраста, а также неумения без агрессии воспринимать разные формы самовыражения и образ жизни другого человека, вспыхивают конфликты, а некоторые подростки становятся изгоями.

- Даже мы с вами не всегда умеем быть толерантными, а что говорить о подростках, которые только учатся этому. Кроме того, многим ребятам приходится проходить этапы взрослея без участия родителей, так как они либо всегда заняты, либо не полностью присутствуют в жизни ребенка. Не забываем, что мы и сами часто давим своим авторитетом на детей, например, словами «я так сказала». Потом они идут в школу, копируют поведение не только родителей, но и некоторых сверстников, и стараются хотя бы там стать более значимым. И для многих, к сожалению. проще всего самоутверждаться путем издевательств над другими. Так в коллективе появляются аутсайдеры, - рассказала Лариса Литвинова, психолог.

То есть те, кого большинство ребят считают неудачником, общаться с которыми, по их мнению, будут только подобные ему. В лучшем случае на такого одноклассника перестают обращать внимание, в худшем - ему устраивают травлю.

- Многие видели или хотя бы слышали, как это происходит. С таким одноклассником никто не хочет сидеть за одной партой. Если возникают совместные мероприятия, то они чаще проходят без участия того, кого объявили изгоем. Дети постарше начинают задираться, обзываться и всячески цеплять. Отсюда возникает так называемый буллинг, спровоцированный социальным неравенством, - отметила психолог.

Причем, по словам эксперта, травле подвержены не только дети из неблагополучных семей: чаще аутсайдерами становятся те, кто еще не научился общаться и выстраивать взаимоотношения, или те, кто отличается от основной массы. Кроме того, не малую роль в появлении буллинга играют взрослые.

- Каждый родитель хочет, чтобы его чадо добилось высокого результата. Мамы стараются сделать из ребенка старосту класса, так как это престижно, сами вступают в инициативные группы родителей, которые также можно отнести к социальной иерархии. Это такое же разделение на группы, только среди взрослых. И что чаще всего бывает в них? Там выделяют любимчиков и тех, кто якобы вредит жизни класса. Эту атмосферу видят дети и потом транслируют уже в своем школьном коллективе. Еще взрослые часто любят подливать масло в огонь, говоря, что Саша или Гриша очень нехорошие мальчики и дружить с ними не стоит. А потом оказывается, что между родителями есть конфликт, а в ребятах ничего плохого нет. Но процесс уже запущен и мальчиков исключили из коллектива, - добавила психолог. 

Эксперт отметила, что купировать конфликтные ситуации внутри коллектива должны педагоги. Именно на них лежит ответственность за сплочение класса, а также создание комфортной среды обучения для каждого. Однако и родителям не стоит забывать о важности правильного воспитания.

-  Безусловно, в рамках школы педагоги не должны поддерживать или оправдывать любую форму разделения. Все дети, а не только избранные, имеют право учиться в комфортной обстановке, без унижения и издевательства. Поэтому важно, чтобы педагог учил уважать всех в классе и принимать индивидуальности друг друга. Но такая ответственность лежит не только на школе, но и на родителях. Их задача развивать в детях толерантность, объяснить им, как важно принимать чужое мнение и уважать право каждого на самовыражение. Ну и не стоит забывать, что пример для ребенка именно вы: если он видит, что вы зло подшучиваете над соседями или кем-то из окружения, то для него это станет нормой, - заключила психолог. 

Отметим, что на данный момент в школах борьбу с буллингом ведут с помощью общения с психологами и лекциями для учителей и родителей. Также во многих учреждениях создаются службы медиации для разрешения конфликтных ситуаций, конструктивного поведения в спорах, и безопасности среды между учащимися. Однако такая практика встречается очень редко. 

Напомним, что с нового учебного года классную жизнь некоторых учеников и их родителей ждет изменение. Так, в хабаровских школах продолжают пробовать новую форму обучения по триместрам. Это должно позволить детям усваивать знания качественнее и без переутомления. Многие родители положительно оценивают такую инициативу, но есть и те, кто считает, что дети не будут успевать осваивать материал. С этого года еще несколько школ присоединится к новшеству. 

Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru