Почему на Дальнем Востоке дорожает бензин - объяснила эксперт

В частности, названы такие причины, как сокращение субсидирования железнодорожных перевозок нефтепродуктов в удаленные регионы страны, приток туристов и уменьшение объемов топлива, которые выводятся на ежедневные торговые сессии СПбМТСБ.

Почему на Дальнем Востоке дорожает бензин - объяснила эксперт

В России продолжает дорожать бензин. Цена на топливо на Санкт-Петербургской международной бирже (СПбМТСБ) бьет все рекорды. При этом на фоне роста розничных цен, на российских АЗС наблюдается нехватка топлива. По словам коммерческого директора группы компаний Benzo Анны Моисеенко, основная причина, по которой увеличивается стоимость бензина на заправках, заключается в сокращении субсидирования железнодорожных перевозок нефтепродуктов в удаленные регионы страны – в том числе и на Дальний Восток. Такую меру правительство вводило в апреле, и продержалась она всего месяц.

Вторая причина – сокращение объемов топлива, которые выводятся на ежедневные торговые сессии СПбМТСБ, где компании и закупают нефтепродукты. Биржа, отметила эксперт, – очень пластичный инструмент, и когда спрос начинает превышать предложение, неизбежно растут и цены.

Влияет на повышение стоимости также приток туристов, из-за которых спрос на нефтепродукты увеличивается.

- Проблемы на текущий момент связаны и с отгрузками с завода. Одно дело – успеть приобрести нефтепродукт. Другое – получить его. Это совершенно уже отдельная история. Мы приобретаем нефтепродукты, но отгружают их, из-за удаленности региона, в течение 30 дней. Кроме того, также часто приходится сталкиваться с тем, что вагоны застревают в пути, выключаются из поездов и доходят еще примерно месяц. Вот этот логистический рукав от момента приобретения топлива до того, как оно приходит к нам на нефтехранилище, занимает до двух месяцев, – добавила Моисеенко.

Влияют на цены также курс доллара и повышенный экспорт за рубеж. Однако, по мнению эксперта, решением этого вопроса должны заниматься регуляторы федерального уровня.

- На днях у нас состоялась очная встреча с руководителем приморской УФАС России по поводу грядущих проверок АЗС. Мы, со своей стороны, пришли с подтверждающими документами, что с апреля текущего года регулярно направляем в ведомство информацию о том, что будет повышение цен и дефицит топлива. И наши письма все более печальные. УФАС нам говорит, что эти данные попадают в Минэнерго. Но проблем они не видят. Мы считаем, что проблема коснулась только независимых сетей АЗС, которые не интегрированы вертикально и не являются дочерними предприятиями нефтеперерабатывающих компаний, – рассказала собеседница.

Независимые заправки, объяснила она, покупают нефтепродукты на бирже, имея определенную ставку маржинальности. Превысить ее нельзя, иначе с проверкой придет УФАС.

- Сейчас они не могут нам ничего вменить, потому что видят оптовую стоимость, знают наши издержки и понимают, что наша цена на текущий момент оптимальна. А вопрос как раз стоит задать вертикально интегрированным сеткам АЗС о том, почему на текущий момент цена на их заправках ниже, чем оптовая на бирже для нас. Мы прекрасно понимаем, что эти компании не приобретают нефтепродукты в режиме обычных торговых сессий – поставки у них осуществляются по прямым договорам, внебиржевым сделкам. Иногда, в периоды повышенного спроса, они могут частично зайти на торговую сессию. Но, как правило, у них идут прямые отгрузки, на которые не влияют дефолтные сроки – то есть время, в течение которого с момента покупки на бирже завод может отгрузить клиенту этот объем. То есть у них приоритетная отгрузка и совершенно иной прайс, который отличается от цен на ежедневных сессиях, – рассказала эксперт.

Тем не менее, свет в конце тоннеля, по мнению Анны Моисеенко, есть. Во-первых, скоро завершится туристический сезон, из-за чего упадет спрос на топливо. Во-вторых, цены уже «уперлись в потолок» и демпферное регулирование начнет откатывать в противоположную сторону, чтобы нефтеперерабатывающие заводы не платили налоги со сверхприбыли обратно в бюджет. Кроме того, ситуацию поможет исправить возвращение субсидирования железнодорожного тарифа на перевозки, который был существенным подспорьем для малого и среднего бизнеса.

Напомним, что 1 сентября бензин подорожал на АЗС края на несколько рублей. Только недавно жители Советско-Гаванского района жаловались на высокую стоимость топлива, как уже в День знаний она выросла вновь. Аи-95, например, подорожал почти до 65 рублей, хотя еще в июле стоил около 53.