Хабаровск vs Москва: почему западный тренд на закрытие гипермаркетов не дошел до ДФО

На ВЭФ федеральные эксперты отметили интересную тенденцию: пока в западной части страны гипермаркеты все чаще уступают в популярности придомовым торговым точкам, в Хабаровске ситуация обратная. Здесь люди, наоборот, любят закупаться в крупном ретейле, а не в маленьких магазинах. Почему так происходит - объяснил эксперт.

Хабаровск vs Москва: почему западный тренд на закрытие гипермаркетов не дошел до ДФО

В Хабаровске в последние годы активно развивается придомовой ретейл. Сетевых магазинов становится все больше, в этом году в городе начали работать и федералы. Однако, несмотря на это, аналитики отмечают: дальневосточники, вопреки западному тренду, все равно отдают предпочтение гипермаркетам, а не магазинам в шаговой доступности. 

- Мы считаем, что появление сетевого ретейла в ДФО будет иметь взрывной характер для инвестиций в агропромышленный комплекс, но в целом регион сейчас является одним из самых отстающих по уровню развития ретейла. На тысячу человек приходится всего 178 квадратных метров современной торговой площади. При этом в ДФО уровень оборотной торговли на душу населения выше среднего по стране, то есть уровень доходов и трат на продукты питания в регионе выше. Хабаровский край является лидером по развитию ретейла. И вот смотрите – формат гипермаркетов по стране в целом стагнирующий. Мы закрыли свою сеть «Карусель». «Ашан» и «Лента» от крупных форматов отказываются, потребительские предпочтения изменяются. А вот как раз в Хабаровском крае это основной драйвер развития ретейла. Мы можем предполагать, что со временем здесь в ДФО люди тоже прочувствуют удобства магазинов у дома, и гипермаркеты будут стагнировать и сокращаться, - в рамках ВЭФ отметил Дмитрий Жиляков, начальник управления отраслевой и технологической экспертизы Россельхозбанка.

По словам дальневосточных экспертов, в Москве и в принципе западной части страны гипермаркетов действительно становится меньше. Причиной тому является и развитие сервисов доставки, и нежелание людей кататься лишний раз по городу за продуктами, тем более что качество придомовых магазинов потребителей вполне устраивает. А в Хабаровске ситуация иная. 

- У нас на популярность ретейла влияет оборот продукции. В маленьких магазинах довольно часто товар несвежий, потому что залеживается, а в гипермаркетах такой проблемы обычно нет. Кроме того, имеет значение ценовая политика. Как показывает практика, в крупных ретейлерах цены ниже, чем в придомовых точках. Последние вынуждены держать цены, потому что они платят больше за аренду - чем меньше квадратов снимаешь, тем выше плата, - рассказал источник DVHAB в бизнес-отрасли.

По словам эксперта, придомовые магазины в Хабаровске к тому же сильно уступают гипермаркетам не только в ценах и качестве продукции, но и в ассортименте, поэтому перетянуть к себе потребителей такие точки пока не могут. Впрочем, нельзя сказать, что в западной части страны люди нигде, кроме как в шаговой доступности от своего жилья, не закупаются. 

- На западе страны начали развиваться торговые базы. Концепт, как у привычных нам оптовых баз, только, конечно, в современном формате. Это шикарная вещь! Туда люди заезжают, закупаются на неделю, а то и месяц вперед - и все. А мелочевку всякую и скоропортящиеся товары покупают уже в придомовых магазинах, потому что так удобнее, - добавил эксперт. 

Напомним, недавно ЦСП «Платформа» провела исследование отношения жителей и регионального бизнеса Дальнего Востока к приходу федеральных сетей на региональный рынок продовольствия. Оказалось, в целом это событие вызывает позитивные или нейтральные реакции. Часть населения считает, что в их городе ситуация в сфере торговли продуктами улучшилась, но больше половины респондентов пока не видят изменений.

Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru