Строили долго, разрушат быстро: историю «педа» вспомнил DVHAB.ru
К Дню учителя, который отмечается сегодня, DVHAB.ru решил рассказать об истории вуза, из которого вышли практически все педагоги, работающие сейчас в Хабаровске. Начинал он работать без стен и перекрытий, ну и заканчивает примерно в этом же состоянии.
Вообще педагогов начали готовить в Хабаровске еще при царе. Для этого открыли в июле 1914 года первый на Дальнем Востоке учительский институт, который ютился в красном здании за памятником Ленину на одноименной площади (в основном, помещения там занимал в то время дореволюционный аналог техникума). Да и сам институт, несмотря на громкое название, был по сути техникумом с трехлетним обучением. Говорят, что были планы сделать из этого заведения нормальный вуз, но помешала революция.
О том, что представляло собой на тот момент учительское сословие нашего города, и как оно трансформировалось в дальнейшем, после революции, хорошо рассказано в книге «Школа ДВК на стройке» (имеется в виду стройка коммунизма), выпущенной в 1931 году.
- Учительский съезд, проходивший в Хабаровске в 1918 году, постановил большинством голосов советскую власть не признавать, хотя на съезде присутствовала влиятельная группа большевиков. Более того, когда были арестованы за контрреволюцию учителя Радушкевич и Конопкин, большая часть хабаровского учительства объявила забастовку протеста, - писал автор книги «Школа ДВК на стройке» Д.Бовкун.
Чем закончилась история с арестом учителей и забастовкой, науке неизвестно. Вряд ли чем-то хорошим. Далее, как пишет исследователь, с установлением советской власти в Хабаровске в 1923 году по школам прошла масштабная чистка контрреволюционно настроенных педагогов.
- После проверки в Хабаровске к школьной работе была допущена только половина прежнего состава учителей. Таким образом, наметилось значительное оздоровление учительской массы. Оздоровление продолжилось, когда ушли те, кто не хотел довольствоваться более чем скромным учительским бюджетом, - сообщает исследователь.
Правда, потом что-то пошло не так. Когда ввели всеобщее начальное образование, выяснилось, что учить детей просто некому и всех вычищенных попытались вернуть обратно в школы. Но они не пошли.
- Когда, по распоряжению Наркомпроса, все учителя должны были вернуться на педагогическую работу, эти господа, окопавшиеся в кабинетах разных контор, постарались уклониться, и не без успеха. В Хабаровске из 96 выявленных педагогов удалось вернуть в школы лишь 9, - рассказывал автор.
К концу 1920-х годов большинство учителей в Хабаровске было уже новой формации — молодые, со вполне советским воспитанием, «знакомые со старым строем лишь по книжкам», но практически без всякого образования. К 1931 году учителя в крае по социальному положению были: дети рабочих — 23 процента, дети середняков — 22, дети служащих — 30, прочие — 4-5.
Автор книги далее рассказывает, что новые кадры учительства на Дальнем Востоке, в основном, хорошо работали на благо советской власти, особенно в деревнях, где помогали в рамках коллективизации отбирать зерно и прочее имущество у зажиточных крестьян, а также настраивали детей на «большевистский лад». Однако их общий уровень образованности (в лучшем случае они закончили двухгодичные учительские курсы, в которые трансформировался «учительский институт»), как правило, не позволял им полноценно обучать школьников по внедряемым из Москвы стандартам. Да и вообще людей по-прежнему катастрофически не хватало.
- Среди учителей есть лица, даже не закончившие семилетку. Только на фоне острого дефицита кадров возможны такие случаи, когда по головотяпству районов в роли учителей оказываются совершенно малограмотные люди. В селе Новоандреевском такой учитель смастерил следующий плакат: «Строго воспрешаитися на селсовети семушки шелкать 2 рубля штрафу», - писал Д.Бовкун.
Далее приводились другие курьезы. Общее резюме было такое — учителя у нас в массе своей хорошие, но надо всеми силами повышать их уровень, с неизменной цитатой Ленина в финале.
Примерно в это же время начала обсуждаться идея учреждения в Хабаровске полноценного педагогического вуза, для повышения того самого уровня. А окончательно решение о его создании и строительстве под него нового здания было принято 19 октября 1934 года. Этот день и является официальной датой основания хабаровского пединститута.
Однако вуз долгое время был бездомным. Строительство учебного корпуса и студенческого общежития шло очень медленно и к сроку, в сентябре 1937 года, его и близко не успели закончить. Поэтому первые студенты четырех вечерних отделений (русского языка и литературы, физико-математического, исторического и географического) учились в здании школы, которая располагалась на Пушкина между площадью и Уссурийским бульваром.
Коробка главного корпуса полностью была относительно готова лишь в 1938-м, когда и начался прием заявлений в новый вуз.
- Акта по приему здания нет. Комиссия запретила его занимать, пока не будут оборудованы отопительная система, канализация и освещение. Еще нет лестничных перил... Но мы решили завтра начать занятия, - сообщил в сентябре 1938 года на партсобрании коллектива директор пединститута П. Кирьянов.
И с 15 сентября занятия начались. Одновременно с достройкой первого учебного корпуса. Есть данные, что студенты начали заниматься не только без канализации и света, но даже частично без перекрытий и крыши, не говоря уже об отделке.
Когда первый корпус достроили — достоверно неизвестно. Вероятно, успели до войны.
- Сейчас сложно поверить, как проходили занятия. Всего один учебный корпус, в котором не только учились, но несколько аудиторий использовались под общежитие студентов и жилье для преподавателей, - вспоминал преподаватель вуза Михаил Светачев.
А остальные исторические корпуса на Карла Маркса — Дикопольцева возводили уже после войны пленные японцы. Они же, по одной из версий, смастерили символ «педа» - памятник Пушкину.
Далее долгие десятилетия в Пединституте ничего особо интересного не происходило. Он жил, как все советские вузы — строились новые корпуса и общежития, создавались и упразднялись новые факультеты (например, на базе спортивного был создан отдельный вуз - ныне ДВГАФК), выпускались специалисты — отличные, хорошие, средние и отвратительные. Так продолжалось вплоть до 1990-х годов.
Дальше началось «веселье». Для начала вуз в начале 90-х переименовали — из института в университет. В 2000 году уволился ректор, возглавлявший «пед» почти 20 лет - Валентин Романов. Возможно, это совпадение, но педагогическая составляющая из вуза начала исчезать примерно в это же время. С последующим в 2005-м очередным переименованием - в ДВГГУ.
- Я поступила в 2001 году еще в Педагогический университет, а выпустилась спустя пять лет уже из Гуманитарного. В годы моей учебы было заметно, что педагогическая составляющая испаряется на глазах. Например, на филфаке уже не было специальности «Учитель русского языка и литературы». Набирали филологов, редакторов, литературных переводчиков. Педагогику лично на моем курсе преподавали полгода, и итогом был просто «зачет» по посещаемости. Из нашей группы в школы пошли учителями от силы пять человек. Остальные - куда удалось устроиться с дипломом филолога. Одна окорочка по магазинам развозить стала, другая на почте посылки принимала. Несколько человек ушли в газеты и на радио, - вспомнила выпускница педа.
Но самое «забавное» было еще впереди. В 2012 году федеральные власти по результатам всеобщей проверки признали «пед» неэффективным. Что это значит, мало кто понял. Кроме, разве что, одного параметра - здесь слишком мало зарабатывают на платных услугах.
Сразу появились слухи о том, что вуз прекратит существование как самостоятельная единица и его сольют, предположительно, с ТОГУ.
Правда, краевые власти божились, что этого не допустят.
- Выражаясь спортивным языком, то, что произошло с ДВГГУ, сравнимо с выдачей желтой карточки. Это предупреждение. Это не значит, что завтра вуз закроют или к кому-нибудь присоединят. В самое ближайшее время коллективу университета необходимо предпринять ряд экстренных шагов не только по снижению неэффективности на бумаге, но и по решению вопросов внутривузовских, возможно даже с применением непопулярных мер. Только тогда мы сможем сделать так, что Дальневосточный государственный гуманитарный университет как был, так и будет оставаться одним из ведущих высших учебных заведений Хабаровского края, - вещал на встрече с коллективом вуза осенью 2012 года Андрей Базилевский, на тот момент министр образования региона (ныне, как известно, сенатор).
«Коллектив ДВГГУ настроен решительно – не только сохранить свой статус, но и усилить позиции в сфере высшего образования края. Для этого у нас есть все необходимые ресурсы», - сообщало по итогам встречи в релизе министерство образования региона.
Вскоре ректор Михаил Костенко подал в отставку и на его место все прочили как раз Базилевского. Однако произошел неожиданный кульбит и тонущий вуз в начале 2013 года возглавил Александр Левинталь.
Этот чиновник, много лет проработавший в замах по экономике у Виктора Ишаева, сначала в правительстве края, потом в полпредстве, в свою очередь, сделал массу громких заявлений и озвучил немало смелых планов.
- Вуз был похож на застоявшееся болото. Предыдущее руководство не успевало оперативно менять курс в соответствии с современными требованиями. Когда я пришел, число преподавателей превышало нормативы, которые установлены в России. А это неоправданные затраты. Тут ведь еще и очень трудное финансовое положение - это один из старейших вузов Хабаровска, требуется серьезная материальная база, необходим ремонт, – рассказал Александр Левинталь весной 2013 года, спустя три месяца после назначения.
Он пообещал, что все «разрулит» (мол, положительные подвижки уже есть - ДВГГУ занимает первые места на региональных и даже всероссийских научных и творческих конкурсах) и сохранит основную направленность университета.
- Коренной революции не будет, потому что определенная консервативность вуза – это плюс. Вуз был и остается педагогическим, и это образование вечно, вне зависимости от рыночной обстановки и потребностей производства в специалистах. Хорошие педагоги нужны всегда. А сегодня надо омолаживать учительство, - сказал Александр Левинталь.
И месяца через три-четыре... уволился, чтобы впоследствии стать губернатором ЕАО, а потом перебраться в Москву, где он по сей день руководит конторой по управлению федеральной недвижимостью.
В следующем году «пед» все-таки слили с ТОГУ, сначала неформально, а потом и официально.
В 2015 году и.о. ректора ДВГГУ (он же проректор по экономической работе ТОГУ Юрий Прохоренко) на очередном собрании коллектива объяснял преподавателям, почему нельзя сохранить педагогический профиль вуза.
По его словам, согласно федеральной концепции, в России будет всего 12 региональных «Институтов Пушкина», которые и станут заниматься педагогическим образованием. Стать «пушкинским» может каждый вуз на конкурсной основе. Но ДВГГУ отбор не пройдет.
- Вуз считается педагогическим, если на отраслевую подготовку приходится 60% учебного времени, а в ДВГГУ сегодня - всего 40%. Чтобы нам пройти отбор, необходимо в течение года набрать 3,5 тысячи студентов на педагогические специальности, - это нереально, - сообщал Юрий Прохоренко.
Выступающий уверял собравшихся, что ничего плохого их не ждет, но коллектив ему не сильно верил, предполагая, что к новому приобретению в ТОГУ будут относиться, как к бесполезному пасынку. И в общем-то, оказался прав.
Кстати, концепция «Пушкинских центров» со временем куда-то делась, а ДВГГУ все-таки стал педагогическим вузом, пусть и только по названию. Как известно, он теперь называется Педагогический институт ТОГУ. Однако на пользу ему это не сильно пошло.
Неоднократно озвученные самые разные планы по развитию института и громкие фразы о том, что подготовка учителей теперь в крае в приоритете, кончились, по большому счету, ничем.
Заканчивает Педагогический институт свое почти 90-летнее существование на своем исконном месте, по сути, тем же, с чего и начинал. Уже несколько лет хабаровчане видят, как исторические корпуса вуза в центре города приходят в запустение. А недавно выяснилось, что в одном из исторических корпусов то ли начал обваливаться потолок, то ли рушиться крыша. Всех оттуда перевели в другой корпус, но, по словам студентов, там тоже скоро что-нибудь рухнет.
На все вопросы о сроках ремонта руководство отвечает расплывчато. Оно и понятно — относительно скоро практически все вузы города (за исключением, кстати, вышеупомянутого ДВГАФК) соберут в одном месте — в Северном, где планируют строить грандиозный межвузовский кампус.
В этих условиях ремонтировать старые здания 30-50-х годов постройки не имеет никакого смысла.
Что будет со зданиями «педа», когда все уедут в Северный — достоверно в Хабаровске никто не знает. Это ведь федеральная собственность. Возможно, Александр Левинталь когда-нибудь найдет им применение. Но это не точно.
Напомним, сегодня в нашем видеоблице хабаровчане вспомнили и поблагодарили своих учителей. Ведь хороший учитель - это не просто человек, который задает «домашку» и ставит оценки. Это значимая персона для школьника, которая объясняет, как устроена жизнь, передает моральные ценности и влияет на дальнейший выбор профессии.
Иван Васильев, новости Хабаровска на DVHAB.ru