Повтор истории с рубками в дендрарии усмотрел депутат в законопроекте краевых властей

Краевой парламентарий Максим Кукушкин рассказал, что в декабре Закдума в первом чтении поддержала законопроект краевых властей, который предлагает установить четкие правила для реорганизации или упразднения особо охраняемых природных территорий (ООПТ). По мнению депутата, в случае принятия инициативы может повториться ситуация с рубками в дендрарии, только тогда оспорить их уже вряд ли получится.

Повтор истории с рубками в дендрарии усмотрел депутат в законопроекте краевых властей

Идею с установкой регламента для упразднения ООПТ изначально озвучил зампред правительства края Дарий Тюрин на заседании комитета Совфеда в ноябре прошлого года. Он упомянул питомник имени Лукашова и указал, что эта территория краевого значения была создана в Хабаровске в 1995 году, занимает она 164 гектара, но только 30 процентов этих земель имеют историко-природную ценность. А в оставшейся части - это лишь пустыри, которые находятся почти в самом центре города, и их развитие осложнено установленными законом ограничениями.

- Сегодня в рамках реновации дальневосточных городов для Хабаровска подготовлены мастер-планы, где акцент предлагается делать на благоустройстве природной части города и размещении современных объектов образования. При этом реализация плана потребует изменения границ ООПТ, либо повышения статуса этой территории, - рассказал Дарий Тюрин. 

Он добавил, что невозможность изменить границы особо охраняемых природных территорий не позволяет также развивать месторождения полезных ископаемых, что сказывается на их цене. Например, щебень подорожал больше чем в два раза. Кроме того, строительство объектов образования тоже требует изменения границ ООПТ, добавил Тюрин.

Общественники после этого высказывания чиновника обеспокоились судьбой дендрария, питомников Лукашова, Шуранова и так далее. Тем не менее правительство края внесло предложение об упразднении ООПТ в Закдуму, и в декабре, как выяснилось, инициатива была одобрена в первом чтении. За проголосовали 24 депутата проголосовали, против - один, а еще двое воздержались. 

Максим Кукушкин, который законопроект раскритиковал, перед голосованием выступил перед другими парламентариями и зачитал письмо комитета Совфеда по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, где указывалось, что Земельным кодексом РФ установлен приоритет сохранения особо ценных земель и ООПТ, согласно которому изменение целевого назначения этих земель ограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральным законодательством. 

- Этот вопрос уже отрегулирован на федеральном уровне, зачем мы что-то меняем? Данный законопроект ни в коем случае принимать нельзя. Когда я читал его, у меня перед глазами встали эти многочисленные заседания по дендрарию и как под прикрытием хозяйственных работ получилось вырубить часть ООПТ. Представители парка имени Муравьёва-Амурского и правительства края тогда говорили, что все это законно. Так что я вижу, что данная инициатива позволит в какой-то мере манипулировать и избегать той же государственной экологической экспертизы, которая обязательна для проведения действий на особо охраняемой природной территории. У нас будут меняться границы ООПТ, территории будут застраиваться, - высказал свое мнение депутат.

На заседании присутствовал и руководитель краевого правового департамента Станислав Заливин. Он заявил, что на федеральном уровне четкий регламент ликвидации особо охраняемых территорий не установлен, поэтому регионы имеют право на опережающее регулирование и разработку своего алгоритма. Законодательству это не противоречит. 

- Мы прошли и министерство юстиции, и прокуратуру, все заключения у нас есть, - добавил чиновник. 

Таким образом, большая часть депутатов законопроект в первом чтении поддержала. При этом, добавил Максим Кукушкин, упоминание слов зампреда правительства края Дария Тюрина о том, что на территориях ООПТ после упразднения можно добывать ископаемые или строить школы, на обсуждениях старались избегать.

Напомним, в 2022 году Максиму Кукушкину и Оксане Подкорытовой удалось доказать в суде, что рубки в дендрарии, которые проводило руководство ООПТ, были незаконными. Тогда же выяснилось, что в регионе не разработана методика для проведения инвентаризации в особо охраняемых природных территориях. В результате горожанам предлагали на слово поверить, что среди снесенных стволов не было тех, которые находились в коллекции дендрария.

Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru.