На примере Дзержинского: доступную для всех улицу продумывают общественники (ФОТО; ВИДЕО)
На протяжении нескольких недель активисты собирали мнения горожан о том, где в Хабаровске труднее всего передвигаться пешком. Совсем скоро общественники проведут круглый стол, расскажут и даже покажут чиновникам, где доступная среда все еще недоступна для жителей краевого центра. Примером послужит улица Дзержинского.
Хабаровским общественникам регулярно поступают обращения от жителей краевого центра с просьбой проверить ту или иную улицу. Так сложилось, что во многих районах города сложно пройти до нужного места: на пути нередко встречаются препятствия в виде большого количества лестниц. Преодолеть их могут не все. Например, мамам с колясками, а также инвалидам часто приходится передвигаться зигзагами - в попытках найти подходящую дорогу. Вот о таких сложных участках люди и рассказывают общественникам — под эти цели создан специальный канал «Городская среда», куда можно направить свои предложения и мнения об инфраструктуре Хабаровска в целом. Все жалобы попадут чиновникам на стол.
- После проверки подъемников на тургеневской лестнице и остановке «Юбилейная» я написал обращение на имя мэра с просьбой провести круглый стол - накопилось много вопросов. В связи с этим возникла идея собрать в городе все места, где маломобильные люди не могут проехать. Где-то бордюр нужно понизить, где-то пандус установить или перила сделать. Открыли телеграм-канал, куда просим присылать адреса проблемных участков, - сказал Павел Горелов, организатор волонтерского движения «Потому что могу».
Один из таких примеров — улица Дзержинского, где одни ступеньки буквально тут же сменяются другими.
Неудобство такого передвижения общественники прочувствовали на себе: пандусов на ней практически нет, а значит, доступна среда только для пешеходов, уверенно стоящих на своих двоих. Остальные граждане будут вынуждены передвигаться обходными путями. Дзержинского стала примером, как быть не должно, и улицей, где все можно довести до ума.
- У нас возникла идея сделать хотя бы одну единую улицу, которая бы связывала Ленина и Серышева. От инвалидов поступил запрос на Дзержинского, поэтому мы вышли протестировать именно ее. Мы видим, что от театра драмы и до самой Серышева путь состоит из ступенек без пандусов и бордюров, - объяснил Павел Горелов.
Михаил Утробин, отец троих детей, также считает важным соединить три центральные улицы, а также два бульвара между собой. Самый удачным проектом он считает маршрут от Серышева до Муравьёва-Амурского по Волочаевской с переходом на Дзержинского. По мнению Михаила, затраты при таком варианте будут наименьшими. Но только в том случае, если привлекут нужных специалистов, а не просто нагонят рабочих, чтобы кинуть пару пандусов для отвода глаз.
- Нужно сделать один, но образцово-показательный проект со всеми нормами, отступами. Это будет эталон, к которому нужно стремиться, и рекомендация для людей, которые захотят предложить территорию для улучшения. Человек будет понимать, что раз сделали там, то и рядом с ним могут. И не надо говорить, что денег нет. Значит, с привлечением субсидий из краевого бюджета надо делать. Я как отец троих детей, который поломал две или три коляски о наши плохие тротуары, считаю это важным. Также помогаю инвалидам и вожу их в больницы на своем автомобиле, хотя в некоторых случаях они живут рядышком, но на коляске проехать нереально. Конкретный пример: человек живет на Уссурийском бульваре, почти возле «Платинум Арены», а больница чуть выше по Дикопольцева. Там по прямой совсем ничего, но мы даже не пробовали проехать на коляске. Вот так быть не должно! Поэтому мы обязаны сделать первый правильный и бескомпромиссный вариант, который будет не стыдно показать, - отметил Михаил Утробин, многодетный отец, общественник.
На примере Дзержинского он также обозначил некоторые проблемы, в частности, разрозненность инфраструктурных решений, когда ответственность заканчивается возле одного дома и начинается у другого, а между ними остается никому не нужный промежуток. Пример — участок возле дома на улице Дзержинского, 72, где установлена табличка с именем дальневосточного публициста Александра Грачёва. Волонтеры попросили администрацию заменить на тротуаре старое покрытие. Чиновники выполнили просьбу, но не полностью: заезд во двор обновлять не стали, сказав, что там нужен какой-то особенный асфальт. Его так и не положили.
Старых лестниц, ступеньки которых окромлены металлическими уголками, быть по городу не должно. Зимой на них можно получить травму, так как они становятся очень скользкими. Михаил Утробин рассказал, что недавно упал на одной из таких лестниц, что находится возле дома. В руках он держал своего годовалого ребенка, который чудом не пострадал. Сам Михаил выбил от удара плечо. Есть и другие примеры, когда из асфальта торчат штыри и другие металлические элементы.
Хабаровский урбанист, который тоже изучил маршрут по Дзержинского, отметил, что по центру Хабаровска затруднительно пройти, не обдумывая маршрут. В частности, если ты обременен коляской с ребенком или сам передвигаешься с помощью такого устройства, то большинство локаций будет тебе недоступно.
- В общем, если ты ограничен в движении, то маршрут надо продумывать или знать заранее, если ты часто передвигаешься так. И для того чтобы люди могли не думать о том, как им пройти по центру города, желательно, чтобы он, а по-хорошему весь город, был удобен для пешеходов, - отметил Александр Колбин, хабаровский урбанист.
При этом урбанист отметил: чем больше будет пешеходов, тем меньше станет в городе водителей, а следовательно, машин и автомобильных пробок. Экология улучшится, ведь уровень загазованности станет ниже. Кроме того, ходить гораздо полезнее, чем ездить на машине. Чередуя пешеходное передвижение с автомобильным, люди становятся активнее. Препятствия в виде лестниц без пандусов только мешают полноценной жизни.
Напомним, что после серии статей про неработающие подъемники для маломобильных граждан чиновники объяснили, почему в городе плохо обстоят дела с доступной средой. По их словам, в Хабаровске неровный ландшафт, состоящий из многочисленных спусков и подъемов. Из-за этого оборудовать каждую улицу пандусами и подъемниками невозможно. Однако горожане уверены, что дело совершенно в другом.
Рина Курдюмова, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото и видео Данила Бирюкова