Ваше право: как отсудить деньги за некачественные медицинские услуги
Колумнист DVHAB.ru адвокат Наталья Зарагулова рассказала о том, как вернуть деньги за некачественно оказанные медицинские услуги.
Каждый из нас обращается за медицинской помощью, которая порой оставляет желать лучшего. Что нужно знать в таких ситуациях - объяснила адвокат Наталья Зарагулова.
Согласно разъяснениям Верховного суда, к отношениям по предоставлению гражданам медицинских услуг, в том числе оказываемых в рамках добровольного и обязательного медстрахования, применяется законодательство о защите прав потребителей.
Соответственно у пациентов возникают определенные права: на качество услуги, на ее безопасность, информацию об исполнителях. И, естественно, можно в определенных случаях требовать возмещения причиненного вреда здоровью и компенсацию морального вреда. Да и в целом, если услуга не проведена или не соответствует стандартам качества, то потребитель может по своему усмотрению потребовать безвозмездного устранения недостатков, либо возмещения понесенных расходов.
Что делать, если вы столкнулись с некачественным оказанием медицинских услуг?
- Сохранять все справки, выписные эпикризы, чеки, истребовать заверенную копию медицинской карты. Если находились на стационарном лечении, то обменяться контактными данными с соседями по палате.
- Обратиться с жалобой к главному врачу лечебного учреждения.
- Обратиться с жалобой в территориальный орган Росздравнадзора по Хабаровскому краю и ЕАО.
- Обратиться в министерство здравоохранения Хабаровского края с требованием о проведении проверки в порядке ведомственного контроля и принятии мер реагирования.
- Если медицинская помощь оказана в рамках полиса обязательного медицинского страхования, то также обратиться с заявлением о проведении экспертизы качества оказания медицинской помощи в страховую компанию. Она делается бесплатно и является обязанностью организации. В ходе экспертизы оценивается своевременность оказания медпомощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, а также степень достижения запланированного результата.
Указанные инстанции в рамках проверок сами запрашивают всю документацию. Далее, после выявления недостатков в оказании медицинской помощи необходимо обратиться с претензией о возмещении понесенных расходов на лечение, причиненного вреда здоровью и компенсации морального вреда.
Если в удовлетворении претензии отказали, то человек вправе обратиться в суд. При этом истец освобождается от уплаты госпошлины по данной категории дел. К иску необходимо приложить ответы вышеуказанных инстанций о результатах проверок.
При этом законом «О защите прав потребителей» предусмотрено, что при удовлетворении судом требований с ответчика также взыскивается штраф в размере 50 процентов от суммы, присужденной в пользу истца.
Приведу пример из практики. В стоматологической клинике подростку однажды из-за врачебной ошибки вместо молочного зуба удалили здоровый коренной. Матери ребенка были возвращены 3 000 рублей, оплаченные за услугу. Однако компенсировать причиненный моральный вред клиника отказалась. Тогда женщина обратилась в суд с иском о его взыскании. Требования были удовлетворены в полном объеме. Суд взыскал с ответчика компенсацию морального вреда в размере 200 000 рублей. Вдобавок пришлось выплатить еще и упомянутый выше штраф в размере 50 процентов от суммы иска, то есть 100 000 рублей.
Еще один пример из судебной практики. Мужчина обратился в одну из больниц Комсомольска-на-Амуре с двусторонним переломом челюсти. Ему были проведены хирургические операции, затем он получал амбулаторное лечение у врача-стоматолога. Вместе с тем, несмотря на окончание лечения, у него оказалась нарушена жевательная функция, осталась деформированной нижняя челюсть, наблюдалась асимметрия лица. Мужчина обратился в суд с иском о взыскании морального вреда из-за недостатков оказания медицинской помощи. В итоге получил 800 000 рублей, а также ему компенсировали расходы на проезд.
К слову, в случае оказания некачественной медицинской помощи вы вправе обратиться в правоохранительные органы с заявлением о привлечении лица к уголовной ответственности по ч.2 ст. 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения лицом своих профессиональных обязанностей»), ст. 124 УК РФ («Неоказание помощи больному»), ст. 235 УК РФ («Незаконное осуществление медицинской или фармацевтической деятельности»), ст. 238 УК РФ («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности»).
Если у вас есть вопросы к нашему адвокату, то предлагаем писать их в комментариях под этой новостью на нашем канале в telegram. Самые залайканные и интересные разберем в одном из следующих выпусков.
Напомним, что в прошлый раз мы рассказали о брачных договорах, принципах их заключения и преимуществах.
Адвокат Наталья Зарагулова, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото freepik