Конкуренция с кино и краснокнижные продукты - как живет ресторанный бизнес Хабаровска (ФОТО)
В рамках Всероссийского туристического форума рестораторы рассказали о трендах, которые характерны для хабаровских заведений. С одной стороны, немало сложностей, от высокой стоимости иностранных ингредиентов до нехватки кадров. С другой - есть и новые достижения. Развитие сервиса сейчас позволяет кафе и ресторанам конкурировать за эмоциональную вовлеченность клиентов даже с кинотеатрами.
По мнению Николая Борцова, владельца сети «Al Dente Горы», рестораны сейчас - это огромная часть туристического кластера и объекты притяжения человеческого трафика. В то же время многие представители бизнеса ориентируются в первую очередь не на гостей региона, а на местных жителей - в связи с этим формируются свои тренды, характерные именно для Хабаровска.
- Сейчас эмоциональный сервис и маркетинг играют большую роль. Рестораны воспринимаются уже не просто как место приема пищи. Это все-таки больше история про способ проведения времени и досуга. Мы на данный момент рассматриваем как своих конкурентов не только коллег, с которыми работаем на одном рынке. И театры, и кинотеатры тоже теперь составляют нам конкуренцию. Надо думать о том, как мы сможем получить гостя, чем можем зацепить его со стороны вкуса, обоняния, осязания, сервиса, интерьера, чтобы он выбрал поход в ресторан, а не в кино, - рассказал Николай Борцов.
Есть и другие нюансы в работе рестораторов, связанные, например, с выбором продуктов для составления меню. Например, по словам предпринимателя, очень интересно то, что большинство вкусных и популярных эндемиков края находится в Красной книге, поэтому готовить из них нельзя. При этом с доступностью других ингредиентов тоже есть проблема.
- Иностранные продукты сейчас слишком дорогие, их нерентабельно вводить в меню, потому что наценка будет высокая. Мы не можем продавать блюдо гостю по неинтересной стоимости, - отметил ресторатор.
Характерна для отрасли и нехватка работников, которая сохраняется со времен пандемии. Но сейчас идет восстановление кадрового потенциала: новых молодых специалистов готовят в техникумах и институтах.
- Еще одна тенденция - люди «серебряного» возраста, от 50 и старше, все чаще выступают в роли гостей ресторанов. Они сейчас являются аудиторией, которая и в соцсетях себя проявляет, и активно ведет свою жизнь. Это тренд, с которым нам тоже нужно работать, настраивать под этот сегмент рекламу, - добавил владелец сети «Al Dente Горы».
Ресторатор Мария Ракуса, сооснователь холдинга RAKUSA GROUP, отметила проблему недостаточной узнаваемости края и отсутствие у него бренда, который был бы всем знаком и понятен. В том числе это касается и ресторанного бизнеса. Люди не понимают, за какими именно продуктами и гастрономическими изысками следует отправляться в Хабаровск и что тут вообще делать. Кроме того, сами предприниматели не торопятся заниматься раскруткой локальных фишек.
- Мы как-то хотели создать гид по Хабаровску - куда здесь сходить, где можно посидеть. Так вот, из пятнадцати конкурирующих фирм десять нам отказали. Они побоялись быть в нашем справочнике. Я не понимаю логики. Мы ведь бесплатно решили все напечатать, сделать им рекламу, - поделилась Мария Ракуса.
Напомним, правительство края отметило тенденцию в сфере общественного питания: как и по всей России, в Хабаровске набирают популярность быстрая еда, дешевые закусочные и кафе, и сами потребители все больше склоняются к тому, что удобнее заказать доставку или пообедать фастфудом, чем тратить много времени на поход в высокоуровневое заведение и ожидание заказа. Под предпочтения людей начали подстраиваться и бизнесмены.
Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru
Фото Анастасии Голобородко