Проезд по 60 рублей: поднятие цен в автобусах перевозчики назвали вынужденной мерой

На днях стоимость проезда на отдельных маршрутах вырастет до 57 рублей, и хотя этот факт вызывает бурное возмущение у хабаровчан, перевозчики объясняют, что вынуждены поднимать тарифы. На круглом столе в Общественной палате Хабаровска предприниматели рассказали, что пассажиропоток с годами падает, расходы растут, а еще нужно обновлять автобусы. Поэтому даже после увеличения цены проезда говорить о высокой прибыли не приходится.

Проезд по 60 рублей: поднятие цен в автобусах перевозчики назвали вынужденной мерой

На круглом столе, прошедшем в Общественной палате Хабаровска, перевозчики рассказали, по какой причине поднимают тарифы, несмотря на недовольство горожан. Предприниматели отметили, что никаких субсидий они не получают, поэтому все расходы вынуждены нести самостоятельно. А затрат немало - все дорожает, в том числе запчасти, без которых эксплуатация автобусов невозможна. 

- Мое мнение, что сфера общественного транспорта - самая публичная и открытая, потому что никто и нигде не уведомляет официально, посредством всех СМИ и сайта мэрии, что предполагается повышение цен. Почему они растут? Приведу данные. По статистике, рост цен на запчасти, в особенности на отдельные позиции, в 2022 году составил 2,5 раза, в 2023-м повышение было около 20 процентов, а в 2024-м - порядка 18-20 процентов, - рассказала Елена Шадуя, председатель комиссии Общественной палаты Хабаровска по городскому хозяйству и транспорту. 

На ситуацию повлияли и изменение логистических цепочек, и санкции, и снижение курса рубля. Однако не только запчасти стали дороже. Растет в цене и дизель. Если в апреле 2022 года он стоил чуть больше 57 рублей, то теперь за литр приходится отдавать уже 73 с лишним. Увеличилась и стоимость автобусов. 

- В 2021 году самая популярная в городе единица транспортного средства, низкопольный ПАЗ Вектор NEXT, стоил от 3,5 до 4 миллионов. Сегодня уже от 8 до 8,5 миллиона рублей. Мы видим рост в два раза. При этом ежемесячный лизинговый платеж - 140 тысяч рублей. А если говорить про стоимость автобуса большого класса, то в 2023-м это было 12 миллионов рублей, в 2024-м - 15 миллионов, а сейчас уже около 19, - отметила Елена Шадуя.

При этом наблюдается тенденция снижения пассажиропотока на общественном транспорте, и себестоимость перевозки одного пассажира растет. На это обратили внимание и другие перевозчики. Так, в группе компаний «5 звезд» объяснили, что некоторые люди даже отказываются ездить на автобусах из-за повышения тарифов, но предприятие вынуждено их поднимать. Это нужно, например, для того, чтобы окупить приобретение нового транспорта. 

- Когда принимаю решение о поднятии цены, то понимаю, что по Краснореченской ходит трамвай по 37 рублей, и пассажиры идут туда. Но выполнять свои обязательства по обновлению автобусов я должен. В связи с этим другого пути у меня нет, чтобы окупить машины. За последние десять лет мы наблюдаем стабильное снижение пассажиропотока и рост цен на перевозки. Могу сказать так: до прошлого года тариф был ниже инфляции и сдерживался за счет оптимизации расходов. Но эта ситуация не может продолжаться вечно. Сейчас уже, честно говоря, не вижу, что еще можно сократить, - поделился Иван Новиков, руководитель группы компаний «5 звезд». 

Еще одна серьезная проблема, по его словам, - это водительский состав, а точнее, его нехватка. Специалисты уходят работать в другие сферы, более высокооплачиваемые, тем более что некоторые крупные предприятия платят дальнобойщикам вплоть до полумиллиона рублей в месяц. Перевозчики не могут предложить таких же условий, хотя и стараются поднимать зарплаты, тоже закладывая это в тариф. Тем не менее отток кадров продолжается, да и прибыль не растет из-за роста расходов и обязательств. 

- С 1 января мы подняли цены, но выручка не выросла ни на копейку. Потому что обычная реакция любого человека - сократить потребление. Он думает: «Раньше я остановочку ехал на автобусе, а теперь пойду пешком». И месяца два-три, а то и четыре люди привыкают к новым ценам. Так что мы реальный рост доходов увидим не раньше апреля, - добавил Иван Новиков. 

Также на подъем цены влияет рост НДС, и перевозчики признаются, что в отсутствие субсидий закладывают расходы в тариф.  

- В этой ситуации мы сами пострадавшие. Я думаю, в итоге все придет к тому, что мы либо уйдем на брутто-контракты, либо все-таки появится дополнительное финансирование со стороны государства, - резюмировал руководитель группы компаний «5 звезд». 

Существование проблем подтвердил еще один крупный перевозчик, Данил Артамонов. Он также добавил, что тариф в течение 2025 года может вырасти и до 60 рублей. 

- Нам памятник надо ставить при жизни, что мы за свои собственные средства приобретаем транспорт и возим пассажиров с учетом поднятия НДС. На данный момент мы пока стоимость проезда не повышаем, но в ближайшие недели также уведомим администрацию Хабаровска о неизбежном и вынужденном увеличении цены. Потому что есть еще финансовые обязательства, кредитные лизинговые ставки не стоят на месте, они индексируются. В нынешних реалиях нельзя сказать, что общественный транспорт позволяет зарабатывать большие деньги. Мы трудимся в сжатом режиме, чтобы еще платить достойно людям, и не только  водителям, но и механикам, диспетчерам, охранникам и так далее. Так что повышение стоимости до 60 рублей конкретно на нашем предприятии в 2025 году, думаю, будет, - рассказал Данил Артамонов.

На данный момент вариантов выхода из ситуаций несколько: дополнительная помощь муниципалитета и государства в поиске кадров, возможный пересмотр маршрутной сети и оптимизация неприбыльных направлений. Подробнее перевозчики, мэрия и общественники будут разбираться в назревших вопросах на рабочей группе, которую планируется создать в ближайшее время. 

Напомним, в последнее время, отмечают жители города, добираться утром в час пик на работу стало сложнее, чем раньше. На остановках скапливаются толпы, в салонах толкучка, при этом проблему не спишешь на нехватку автобусов из-за морозов, как в прошлые годы, поскольку зима теплая. Мэрия утверждает, что проблема в заторах на дорогах, но люди уверены, что причина кроется в дефиците водителей.

Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru