Уходят в курьеры: почему водители не идут работать на городские автобусы

Перевозчики Хабаровска рассказали о ситуации с дефицитом кадров на своих предприятиях. Как выяснилось, компании стараются вливать деньги в обучение водителей, но многие в итоге даже не являются на занятия в автошколу. А те, кто все-таки получает права нужной категории, уходят работать дальнобойщиками или курьерами, потому что там платят больше. Страдают от происходящего пассажиры, которых возить на автобусах некому.

Уходят в курьеры: почему водители не идут работать на городские автобусы

Дефицит водителей наблюдается едва ли не на каждом транспортном предприятии в городе. Даже самые крупные перевозчики Хабаровска признаются, что столкнулись с нехваткой работников, а даже если желающие возить пассажиров и находятся, многие из них быстро уходят в более прибыльные сферы. Эта проблема была затронута на круглом столе в Общественной палате краевой столицы. 

- У нас водители убегают в другие, более крупные компании, где есть какие-то плюшки. Мы также пытаемся это все внедрять. Процентов 30 наших работников, которые уехали на вахты, вернулись потом обратно. Но проблема нехватки персонала все еще сохраняется. Больше ста человек у нас трудоустроены, не хватает еще 42. Есть проблемы по ряду маршрутов, например № 7, который ходит в Берёзовку. Все пишут про него, жалуются, но мы сделать ничего не можем, потому что единственный водитель заболел, не вышел, и некем перекрыть данный график. Понятно, что пассажирам это неинтересно, они должны прийти на остановку и вовремя уехать, - поделился Данил Артамонов, перевозчик.

По его словам, одна из главных проблем заключается в том, что водителей никто не учит. Раньше этим занимались муниципальные предприятия по всей России, но они закрылись. В итоге сейчас людям проще получить нужную категорию и пойти работать дальнобойщиком, потому что платят там в разы больше, вплоть до полумиллиона.  

- Мы в последние два года собственные средства вложили в обучение 30 водителей, но в итоге работает только один, а остальные убежали. Мы их профинансировали, а процентов 40 даже в автошколы не пришли или пару раз появились на занятиях и пропали. Некоторые говорят: «А зачем учиться, если на маркетплейсах курьер зарабатывает 180 - 200 тысяч в месяц, а ты мне предлагаешь за 150 работать. Я пойду лучше туда». И мы просто теряем деньги, но стараемся не останавливаться. Водитель - это престижная работа, и мы должны вместе с коллегами, а также с администрацией города популярность этой профессии повышать, - добавил Данил Артамонов. 

Существование проблемы подтвердили и группе компаний «Пять звезд». Несмотря на то, что обучение водителей финансируется перевозчиками из собственного кармана, заставить людей работать на предприятии они не могут. Но и не вкладываться в подготовку сотрудников нельзя, потому что больше этим заниматься некому. 

- Мы учебу оплачиваем, а остаются на предприятии единицы, потому что работа на самом деле достаточно сложная. Раньше, при Советском Союзе, 90 процентов водителей были обучены в рамках военной подготовки. У нас такие люди до сих пор трудятся, но они уже по возрасту уходят. А сейчас массового обучения профессии водителей нет. В рамках же одного или двух предприятий многого не добьешься, должен быть большой объем обучающихся. А сейчас еще давление со стороны такси достаточно сильное. Человек думает, зачем ему учиться на категорию D полгода, когда можно категорию В за три месяца освоить и права получить, - добавил Иван Новиков, руководитель группы компаний «5 звезд». 

Варианты выхода из этой ситуации будут рассмотрены на новой рабочей группе. В нее для решения вопросов в сфере перевозок войдут предприниматели, представители администрации, общественники.

Напомним, на днях стоимость проезда на отдельных маршрутах вырастет до 57 рублей, и хотя этот факт вызывает бурное возмущение у хабаровчан, перевозчики объясняют, что вынуждены поднимать тарифы. На круглом столе в Общественной палате Хабаровска предприниматели рассказали, что пассажиропоток с годами падает, расходы растут, а еще нужно обновлять автобусы. Поэтому даже после увеличения цены проезда говорить о высокой прибыли не приходится.

Екатерина Пирогова, новости Хабаровска на DVHAB.ru