«Екатерина Великая»: пособие для школьников от студенческого театра (РЕЦЕНЗИЯ)

Кинообозреватель DVHAB.ru посмотрел главную отечественную премьеру недели и делится впечатлениями.

«Екатерина Великая»: пособие для школьников от студенческого театра (РЕЦЕНЗИЯ)

На экранах - исторический фильм про императрицу Екатерину II. Ее интересной судьбе было посвящено так много картин, что уже и не знаешь, что нового можно почерпнуть из очередной киноленты.

Новую картину «Екатерина Великая» снял российский оператор с египетскими корнями 37-летний Морад Абдель-Фаттах. Это его первая режиссерская работа, но в мире кино он известен как оператор фильмов «Стрельцов» и «Петр I: Последний царь и первый император». Именно киноистория про Петра I стала хорошим поводом для Абдель Фаттаха занять режиссерское кресло на съемках «Екатерины Великой»: новая лента - третья из киносериала про российских правителей, первые две -  «Петр I: Последний царь и первый император» и «Императрицы».

Фильм рассказывает о периоде после эпохи дворцовых переворотов. В центре повествования - Екатерина II, которая не стала довольствоваться титулом жены императора и взяла власть в свои руки.

Много вопросов вызывает выбор на главную роль взрослой Екатерины 50-летней Анны Михалковой. Создателям исторических картин хотелось бы пожелать, чтобы внешность актрис, играющих роли реальных персонажей, хотя бы немного соответствовала их портретным изображениям. 

Иногда появляется ощущение, что на главные роли утверждают по знакомству. Даже 36-летняя Ольга Лерман из театра имени Вахтангова (актриса уже имеет несколько театральных наград, включая «Хрустальную Турандот» и «Звезду театрала») в роли молоденькой немецкой принцессы выглядит убедительнее. Михалкова на экране более озабочена как она выглядит в дорогих нарядах, чем своей игрой. И это нельзя не заметить.

Да, в выборе локаций и декораций (снимали в интерьерах Петергофа, парка Ораниенбаум и особняка Кельха), в создании дорогих нарядов создатели картины преуспели. Но вот специалисты по кастингу явно не доработали. Не совсем убедительны и Евгений Харитонов в роли Потёмкина, и Виктор Добронравов в роли Орлова. 

Тут, наверное, многое зависит от степени начитанности зрителя, когда еще давно по книгам Сергея Алексеева, Ольги Думенко и Валентина Пикуля был созданы свои образы исторических персонажей. И они явно не совпадают с теми, что показаны на экране.

Режиссер Морад Абдель-Фаттах в разных интервью говорил, что основной целью в создании этого фильма была естественность образа Екатерины Великой. Но показанное на экране как-то не вяжется с поставленными задачами. Это больше похоже на постановку в студенческом театре, где главное – получить хорошую оценку от преподавателя, а мнение зрителей вторично.

Всегда непросто соединить художественный вымысел с историческими фактами. У сценаристов фильма «Екатерина Великая» на руках их было немало. Но заметно, что они подгонялись под видение киноистории режиссером и продюсерами (а они – из компании «Газпром»,  идея проекта принадлежит Алексею Миллеру). Поэтому и диалоги получились неискренними, и игра актеров слишком пафосной. 

Вряд ли ценители и знатоки истории Государства Российского узнают из этого фильма что-то новое. Скорее, это - отличное пособие для школьников, изучающих историю. Вот тут картина может выполнить свою миссию: просвещение юного поколения.

Билеты на фильм «Екатерина Великая» и на другие новинки вы можете приобрести с помощью нашего сервиса «Кино».

Сергей Хамзин, новости Хабаровска на DVHAB.ru