Парами ртути травятся жители Амурска из-за необезвреженного хлорного цеха (ФОТО; ВИДЕО)

Фирма, которую наняли для демеркуризации, работу не выполнила, более того, усугубила проблему: вместо обезвреживания грунта сразу демонтировала здание, и теперь объём материала, который подлежит обезвреживанию, увеличился за счёт строительного мусора, перемешанного с отравленной ртутью землёй. Доводить дело до конца никто не спешит, а испаряющиеся опасные вещества тем временем медленно, но верно подрывают здоровье амурчан.

Парами ртути травятся жители Амурска из-за необезвреженного хлорного цеха (ФОТО; ВИДЕО)
В советское время в Амурске работал целлюлозно-картонный комбинат, но в 1990-е годы его закрыли, и сейчас территория, где он располагался, напоминает декорации к апокалиптическому фильму. И всё бы ничего – сколько таких руин по всей стране – но на месте одного из цехов по сей день находятся залежи ртути, пары которой крайне опасны для человека.
 
Попытка демеркуризирвать заражённый участок предпринималась, однако фирма, подрядившаяся на эту работу несколько месяцев назад, её не выполнила. Более того, усугубила проблему: вместо обезвреживания грунта сразу обрушила здание цеха, и теперь объём материала, который подлежит обезвреживанию, увеличился за счёт строительного мусора, перемешанного с отравленной ртутью землёй. Доводить дело до конца никто не спешит, а испаряющиеся токсичные вещества тем временем медленно, но верно подрывают здоровье амурчан.
 
Опасное наследство
В производстве продукции Амурского ЦКК (для отбеливания целлюлозы) был задействован хлор. Его получали методом электролиза с жидким ртутным катодом, при этом огромное количество ртути поступало в окружающую среду. Утилизировали данный химический элемент старинным дедовским способом – попросту сливали в канализацию (к счастью, канализационная система у комбината была своя собственная, и дальше его территории ртуть не уплывала). После того как «наследник» ЦКК, предприятие «Амурскбумпром», окончательно развалилось, вопросом демеркуризации территории хлорного цеха никто не занимался. Об этой проблеме во всеуслышание заговорили лишь в 2009 году, когда местный житель, студент Роман Миронов, написал дипломную работу по теме загрязнения окружающей среды на территории комбината. Проведённые им исследования показали – воздух вокруг хлорного цеха пропитан ядовитыми испарениями. Что неудивительно, ведь старожилы рассказывают – некоторые особо отчаянные граждане черпали жидкий металл из подвала цеха буквально вёдрами.

Попытка № 1
Любознательный студент «прославил» Амурск на всю страну, и местные власти озадачились решением проблемы: подготовили проектную документацию, которая прошла финансовую и экологическую экспертизу. Общая стоимость работ оценивалась более чем в 120 миллионов рублей (консолидированные средства федерального, краевого и районного бюджетов). К 2013 году объявили аукцион для подрядчиков, который выиграла строительная компания «Звезда» из Хабаровска. Работы включали в себя три этапа: демонтаж секций хлорного цеха, демеркуризацию строительного мусора и грунта, возведение защитного сооружения (саркофага). На выполнение работ второго этапа субподрядчиком ООО СК «Звезда» взяла профильную организацию - «Региональный экологический центр демеркуризации» г. Амурск (ООО «РЭЦеДем»), который расположен практически бок о бок с бывшим хлорным цехом.
 
Денег нет, бросай работу
В 2015 году в связи с отсутствием денег в краевом и местном бюджетах выполнение работ приостановлено: подрядчику объявили, что дальнейшую работу заказчик (администрация Амурского района) оплачивать не может. К этому моменту ООО СК «Звезда» успела разобрать и демеркуризировать конструкции пяти из шести секций хлорного цеха. Всего было выполнено работ на сумму 77,6 млн рублей, а муниципальный контракт досрочно расторгнут по обоюдному согласию сторон в досудебном порядке. Однако последние 13,5 млн «Звезде» всё же пришлось взыскивать через суд уже в 2016 году.
 
Попытка № 2
В 2017 году в рамках подпрограммы «Чистая страна» Федеральной целевой программы «Охрана окружающей среды» на 2012-2020 годы» мероприятия по демонтажу здания хлорного цеха были включены в краевой бюджет на 2018-20 гг. Заказчиком услуги «Демонтаж здания хлорного цеха бывшего ОАО «Амурскбумпром» и рекультивации территории в промышленной зоне г. Амурска» выступило министерство природных ресурсов Хабаровского края. Аукцион выиграло ООО «ГП Размах» из Санкт-Петербурга.
 
Фокус не удался
Начальная сумма контракта на рекультивацию хлорного цеха составляла 57 млн руб, ООО ГП «Размах» в ходе торгов скинуло цену до 42 млн. Это было бы оправдано, если компания-подрядчик располагает всем необходимым оборудованием. Но данная фирма из Петербурга, а значит, в Амурске у них нет абсолютно ничего – ни оборудования, ни специалистов, ни договоров на поставку энергоресурсов, воды: всё это нужно покупать, арендовать и т. д. Не говоря уже о том, что стоимость только (!) реагентов для демеркуризации обошлась бы им в сумму не менее 7 млн рублей.
 
Руководство ООО «ГП Размах», оценив «масштаб трагедии» и осознав, что стоимости контракта на добросовестное выполнение всех его условий никак не хватит, решило схитрить и пойти другим путём: ничего не демеркуризировать, просто сломать конструкции и похоронить это всё под саркофагом. Причём к работе подрядчик приступил не в июле, как требовал контракт, а в сентябре (демеркуризация производится исключительно в тёплое время года, и на неё было отведено несколько месяцев). Хлорный цех обрушили, смешав обломки уже очищенных ранее от ртути перекрытий второго этажа, колонн и других сравнительно чистых конструкций с сильно загрязнённым ртутью грунтом первого этажа. Количество загрязненного мусора, грунта и строительных обломков в результате обрушения стало в разы превышать объёмы, предусмотренные сметой.
 
Не суйте свой нос, куда не следует
Общественники Амурска во главе с активисткой Ольгой Раздобреевой, экологом по образованию, организовали контроль за действиями подрядчика и фиксировали каждый его шаг, о чём «докладывали» местным и краевым властям:
 
- ООО «ГП Размах» игнорирует выполнение этапа демеркуризации, работы производятся без специальных средств защиты, силами двух-трех разнорабочих (жителей города Амурска) и такого же количества руководящего состава. В нарушение проекта элементы здания не разбираются в последовательности, обратной возведению; полы первого этажа не демонтируются; выемка грунта и его демеркуризация не осуществляются. На территории нет установленного оборудования, ванн с растворами, запаса химических реагентов. На участке отсутствует техника, а весь демонтаж осуществляется с помощью одного экскаватора. Обрушенные и вследствие этого загрязненные ртутью строительные конструкции не складируются на временных площадках, а с помощью гидромолота разбиваются на мелкие фракции и разносятся по территории, сильно превышающую первоначальную площадь локального ртутного загрязнения.
 
Реакция адресатов на жалобы и обращения от общественников была, мягко говоря, своеобразной. Так, глава Амурского района Иван Масько (ныне покойный) говорил, что общественники «преувеличивают» опасность воздействия ртути – мол, и здоровью горожан ничего не угрожает. Ну а после визита неугомонных граждан с жалобами в минприроды на их телефоны поступали анонимные звонки, и неизвестные собеседники настоятельно рекомендовали «не лезть в это дело».
 
Запахло жареным, но лишь слегка
Обрушив конструкции цеха, «размаховцы» выждали время, которое прописано в контракте для начала следующего этапа работ (конец октября), и обратились в администрацию Амурска за разрешением на строительство саркофага (цех находится в черте города, и таковое должны выдать местные власти). Глава города Кристина Черницына и главный архитектор отказались выписывать разрешение, поскольку экологическая экспертиза проекта отсутствовала. К тому же захоронение отходов (ст.12 ФЗ «Об отходах производства и потребления») в границах населённых пунктов запрещено.
 
- Они [подрядчик, чиновники из минприроды, «сочувствующие» краевые депутаты] просто по-тихому хотели освоить федеральные деньги, - считает Ольга Раздобреева. - С самого начала министерство природных ресурсов знало, что экологической экспертизы по этому проекту нет, и поэтому они не имели права объявлять аукцион вообще - это необоснованное использование федеральных средств и влечёт за собой ответственность, вплоть до уголовной.
 
К моменту, когда обнаружилось отсутствие экспертизы, общественность Амурска уже написала обращение в природоохранную прокуратуру о недопустимости строительства саркофага, считая, что это будет настоящим преступлением, так как работы по демеркуризации не выполнены. Природоохранный прокурор в своём ответе пояснил, что руководству ООО «ГП Размах» по поводу несоответствия фактически выполненных объёмов работ тем объёмам, которые предусмотрены контрактом, вынесено предписание. Что касается министерства природных ресурсов в части нарушения закона об экологической экспертизе, а, следовательно, и законодательства о проведении закупок, Комсомольская межрайонная природоохранная прокуратура сообщила, что направила материалы проверки в Хабаровскую межрайонную прокуратуру «для решения вопроса о принятии мер реагирования и привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности».
 
 
В декабре 2018-го контракт с «Размахом» был расторгнут по обоюдному согласию, и, несмотря на проведение прокурорской проверки, министерство природных ресурсов Хабаровского края срочно перечислило подрядчику за первый этап (демонтаж 3,8 млн руб. плюс демеркуризация около 6 млн руб.). То есть демеркуризация засчитана и оплачена, хотя на самом деле, как утверждают контролировавшие процесс общественники, подрядчик к ней не приступал. В конце ноября минувшего года сотрудниками Росприроднадзора были отобраны пробы грунта, чтобы «официально» выяснить, была ли произведена демеркуризация. С тех пор о судьбе перенаправленных материалов прокурорской проверки ничего неизвестно. Исследование проб, как отмечают общественники, должным образом не производилось - пока их везли в лабораторию, её аккредитация закончилась. Дальнейшая передача проб в аналогичную аккредитованную организацию также не дала никаких результатов.
 
Коррупция?
Общественники Амурска полагают, что у чиновников министерства природных ресурсов Хабаровского края «какие-то личные отношения с «Размахом» - уж слишком подозрительно было всё, что связано с его выбором в качестве подрядчика и дальнейшими действиями министерства.
- Одним из требований к подрядчику на выполнение работ по демеркуризации – наличие специальной лицензии на деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, - рассказала амурчанка Ольга Раздобеева. – Я выяснила, что такую лицензию «Размах» никогда не получал. В федеральном реестре лицензий Росприроднадзора этой компании нет! Очень интересно, как могла организация без опыта и соответствующих документов выиграть аукцион?
По словам Ольги (девушка ранее работала экологом в ООО «РЭЦеДем»), за год до аукциона специалисты департамента Росприроднадзора (того самого, сотрудники которого впоследствии отбирали пробы), сославшись на изменения в списке Федеральной системы классификации отходов, отказались включать грунт в перечень отходов, прилагаемый к лицензии данной организации. И это при том, что несколько лет территорию ЦКК от опасных отходов очищает именно «РЭЦеДем», который, как мы уже упоминали, находится рядышком с хлорным цехом.
Соответственно, проблемы с лицензией не позволили предприятию участвовать в аукционе на демеркуризацию хлорного цеха, и местные бюджеты, в свою очередь, не получили никаких налоговых отчислений. Ну а «Размах», набезобразничав и ещё получив за это почти 10 млн, убрался восвояси.
 
 
Толку нет и денег нет
Твёрдого и однозначного решения проблемы с «фонящим» на весь город цехом до сих пор нет. Краевые власти предлагали всё же закрыть эту территорию цеха саркофагом, но общественность Амурска выступила против – во-первых, нужно доказать, что почва обеззаражена, во-вторых, это лишняя трата денег, а в-третьих, сооружение будет уродовать облик города. Тем более что саркофаг по проекту является временным сооружением, и рано или поздно его всё равно придётся разобрать.
 
В настоящее время появилась информация, что от идеи строительства саркофага всё же отказались и буквально на этой неделе Раздобреевой пришёл ответ от министерства природных ресурсов на очередное обращение. Некоторые моменты в этом ответе просто удивительны: так, и. о. министра В. Катрушев «поясняет», что «в 2018-м году работы не позволили завершить изменения (!) в градостроительном законодательстве». Напрашивается вывод - чиновники просто покрывают действия своих коллег. Ну а далее сообщается, что для решения проблемы требуется «трансформировать технические и стоимостные параметры проектной документации», то есть практически разработать проект заново.
- В целях корректировки проектной документации необходимо выполнить инженерные изыскания для изучения условий и факторов техногенного воздействия территории цеха, подготовку данных по обоснованию материалов, необходимых для ликвидации накопленного экологического вреда, - перечисляет и. о. министра.
Организация данных работ по итогам тематического совещания в краевом правительстве (состоявшегося в конце апреля) поручена администрации Амурского района – уже в текущем году. Ну а получить положительное заключение госэкспертизы чиновники предполагают в 2020-м. Какова цена вопроса и откуда возьмутся деньги, не сообщается.
 
Ольга Раздобреева считает речи Катрушева о возобновлении работ по утилизации «вершиной абсурда» - ведь акт о выполнении работ по демеркуризации ими же (министрами) и подписан. А своим предложением они сами себе противоречат – принимают якобы сделанную работу и тут же пишут о том, что её нужно возобновлять.
- Чиновники пишут издевательские, но оправдывающие самих себя отписки, - говорит активистка. - Или они признают выполнение работ, или начинают всё сначала, привлекая виновных к ответственности. Нельзя же так нагло и бесконечно расходовать народные деньги!
 
Невидимый убийца
Тем временем ртуть, ранее находившаяся в основном в грунте, а теперь перемешанная со строительным мусором от обрушения конструкций, потихоньку испаряется и наносит непоправимый вред здоровью амурчан. Хотя многие из них или не знают об этом, или просто равнодушны к происходящему – так, рядом с руинами хлорного цеха протоптана тропинка, по которой горожане по привычке срезают себе путь на работу, вдыхают ядовитые испарения. Рядом находятся складские помещения, автосервисы, пункт приёмки макулатуры, торговый центр – и везде работают люди.
Блестящие шарики ртути можно увидеть невооружённым глазом, если копнуть в кучах ( видно только на влажной поверхности).
 ООО «Размах» при попустительстве минприроды края весьма усугубил ситуацию, увеличив площадь заражённой территории.
 
- Ртуть теперь находится во всех этих кучах, создавая огромную поверхность испарения, - говорит эколог Ольга Раздобреева. – Мы боимся, что если летом будет продолжительно жарко, то всё это уйдёт в атмосферу, и весь город будет этим очень долгое время дышать. Я считаю, что меры нужно принимать срочно, а не выжидать время.

По этому поводу было направлено обращение губернатору края Сергею Фургалу, но лично он это пока никак не комментирует. К слову, в субботу глава региона намерен посетить посёлок Эльбан Амурского района, а там и до Амурска рукой подать – возможно, заглянет и сюда, и тогда общественники смогут задать вопрос о судьбе хлорного цеха напрямую.
 
 
Светлана Шерстобитова, новости сайта dvnovosti.ru
Вода немного защищает от испарений ртути
Вода немного защищает от испарений ртути
Бывшие цеха комбината
Центр демеркуризации находится рядом с развалинами
развалины ЦКК
Люди ходят по тропинке на работу рядом с ядовитыми руинами
ртуть можно увидеть на влажной поверхности невооружённым глазом
развалины ЦКК в Амурске
Территория напоминает декорации к фильму прот апокалипсис
Брошенный  ЦКК
Территория комбината напоминает декорации к фильму про апокалипсис
Территория комбината напоминает декорации к фильму прот апокалипсис
Территория комбината напоминает декорации к фильму про апокалипсис
Территория комбината напоминает декорации к фильму про апокалипсис
В сотне метров от хлорного цеха находится торговый центр
В сотне метров от хлорного цеха работают люди
ответ природоохранной прокуратуры
"Размаху" заплатили за несуществующие работы
Вода немного защищает от испарений ртути
Вода немного защищает от испарений ртути
Бывшие цеха комбината
Центр демеркуризации находится рядом с развалинами
развалины ЦКК
Люди ходят по тропинке на работу рядом с ядовитыми руинами
ртуть можно увидеть на влажной поверхности невооружённым глазом
развалины ЦКК в Амурске
Территория напоминает декорации к фильму прот апокалипсис
Брошенный  ЦКК
Территория комбината напоминает декорации к фильму про апокалипсис
Территория комбината напоминает декорации к фильму прот апокалипсис
Территория комбината напоминает декорации к фильму про апокалипсис
Территория комбината напоминает декорации к фильму про апокалипсис
В сотне метров от хлорного цеха находится торговый центр
В сотне метров от хлорного цеха работают люди
ответ природоохранной прокуратуры
"Размаху" заплатили за несуществующие работы