Жемчужине Хабаровского края грозит гибель из-за санитарных рубок леса (ФОТО; ВИДЕО)

Возле красивейшего памятника природы, места паломничества туристов - озера Амут - с начала лета валят деревья на обширной площади, из-за этого заиливается водоем. Вырубка, как выяснил DVhab.ru, проходит в санитарных целях. При этом здесь много вполне здорового леса, однако выпиливают на делянах все подряд. 

Жемчужине Хабаровского края грозит гибель из-за санитарных рубок леса (ФОТО; ВИДЕО)

В Солнечном районе, возле красивейшего памятника природы, места паломничества туристов - озера Амут – с начала лета выпиливают деревья (в основном здесь произрастают ель и пихта) на площади в 110 гектаров. Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях - санитарные рубки в рамках государственного задания. Однако помимо сухостоя на отведенных под «покос» делянах очень много совершенно здоровых елей. По информации сотрудников фирмы, оказывающей лесозаготовительные услуги, деловой древесины здесь 50%. Кроме того, по мнению экологов, рубки наносят непоправимый вред озеру, в которое стекает почвенно-растительный покров с облысевших склонов. Кто и по какому праву вынес «приговор» ельнику возле Амута, выяснял корреспондент DVhab.ru.

Участки, на которых сейчас рубят лес, находятся в ведении КГКУ «Амгуньское лесничество». Заместитель руководителя предприятия Максим Ромашкин пояснил, что решение о санитарной вырубке принимается «сверху», и прежде чем на лесничество спустили задание по санитарной вырубке, оно прошло несколько инстанций. Обследование территории сделали в 2018 году.

- Центр защиты леса, расположенный в Хабаровске, следит за состоянием участков по снимкам из космоса. Видят, что площадь сухостоя увеличилась, отсылают своих специалистов проводить натурные исследования. Конечно, там не все сухое, есть и здоровые деревья, но они - специалисты, им виднее. Выявленные участки они вносят в реестр поврежденных насаждений, - рассказал Ромашкин.

На основании упомянутого реестра проводилось лесопатологическое обследование участков на Амуте уже другой конторой - краевым государственным специализированным предприятием «Дальневосточная база авиационной охраны лесов». Ее вывод – лес погибает и подлежит вырубке. Составленные "ДВ авиабазой" акты перепроверил краевой департамент Рослесхоза и утвердил данные документы.

- Ель, пихта поражены некрозно-раковыми заболеваниями, заражены вредителями. Идет интенсивное усыхание деревьев. На площади наблюдается в большом количестве сухостойной и ветровальной древесины, что представляет угрозу возникновения лесных пожаров, - написано в актах обследования.

Корреспондент DVhab.ru cвязался с сотрудником авиабазы Николаем Репиным, который в документах значится как исполнитель лесопатологического обследования. Он сообщил, что его квалификация позволяет проводить подобные исследования – он является инженером по лесопользованию, а также обучался на профильных курсах.

- После того как я составляю акт о состоянии леса, его проверяют не один раз, в том числе может и прокуратура проверить, он есть в свободном доступе на сайте управления лесами. Если там что-то не совпадает с моими выводами, дальше его никто бы не пропустил. А раз пропустили - значит в этом лесу действительно все плохо. Я постоянно это место мониторю, еще три года назад лес там стоял зеленый, потом резко начал усыхать. Если его не рубить, он погибнет от пожаров вместе со здоровым – например, от сухой грозы, - рассказал Репин.

В итоге санитарные рубки 110 гектаров ельника на Амуте были включены в государственное задание, и выполняет его не кто иной как «ДВ авиабаза», которая изначально и определила, что лес нужно вырубить. Управление лесами в лице руководства Амугньского лесничества за определенную плату передало авиабазе указанные участки, а она, в свою очередь, пилит лес и продает его. Вырученные средства, как пояснил Ромашкин, «не кому-то в карман складываются, а направляются на финансовое обеспечение, выполнение мероприятий по лесовосстановлению и на противопожарные меры». Эдакий круговорот вырубки леса в природе.

Денег, надо полагать, «ДВ авиабаза» заработает за санитарные рубки достаточно: по словам начальника бригады лесозаготовителей, работающих здесь на субподряде, никуда непригодной древесины здесь 15%, сухостоя, который продается потом на дрова, - 35%, остальные 50% – это деловой лес. То есть половина всей территории, отданной на уничтожение, – это нормальные, здоровые деревья, но рубят их вместе с сушняком.

В ответ на замечание, почему рубка сплошная, а не выборочная, заместитель руководителя лесничества ссылался на пункт 38 Правил осуществления мероприятий по предупреждению распространения вредных организмов, который гласит, что «в лесных насаждениях с участием ели, пихты в составе 70% и более проведение выборочных рубок запрещается». Один из работников авиабазы также прямым текстом заметил, что это госзадание "дает предприятию возможность заработать денег".

Специалисты в области экологии и ученые, со своей стороны, считают, что лес – это самовосстанавливающийся организм, и человеку не следует столь грубо вмешиваться в этот процесс.

 - Уже давно большинство отечественных и зарубежных ученых пришли к выводу, что усыхание ельников связано с глобальным потеплением. Леса усыхают в Альпах, например, и на территории Сибири и Дальнего Востока. Но их не нужно вырубать – под их пологом идет самостоятельное интенсивное восстановление темнохвойной формации. Поэтому очень важно их сохранять и не освобождаться от них, - комментирует профессор Института водных и экологических проблем ДВО РАН Светлана Шлотгауэр.

Эколог Екатерина Кондратьева, начальник отдела экопросвещения заповедника «Комсомольский», вторит Шлотгауэр и говорит, что человеку, не знающему законов природы, вполне может показаться, что леса хребта Мяо-Чан усыхают, поскольку многие деревья тощие, с отмершими вершинами и побегами.

 - Но в таком виде эти леса пребывают постоянно, и именно в таком виде они устойчивы. Такими их видели и древние нанайцы, и мы. Но ученые-биологи, грамотные специалисты дают таким лесам меткое определение: «вечно погибающие, вечно возобновляющиеся». В условиях сурового климата высокогорий и многолетнемерзлых грунтов они просто не способны выглядеть иначе. Пока их не трогает человек – они стабильны. А вот любое воздействие, и уж тем более рубки, способны навсегда нарушить их шаткое равновесие, - поясняет эколог.

Также Екатерина сомневается насчет результатов упомянутого выше лесопатологического обследования: удивительно, но факт – усыхающих деревьев много всюду, а вот деляны под санитарную вырубку отвели не где-нибудь, а в очень удобном для трелевки и вывозки древесины месте, там, где уже есть дорога и недалеко от города.

 - Учитывая состояние лесов на хребте Мяо-Чан, выходит, что их имеет смысл вырубить полностью? И не только на Мяо-Чане, а также в других местах, где еще сохранились первозданные леса? Люди со всего Хабаровского края и даже из других регионов и стран приезжают сюда, чтобы отдохнуть, увидеть эту сказку, насладиться уникальными видами, и что они будут видеть теперь? – задается вопросом эколог.

В Амгуньском лесничестве заверили, что уже следующей весной на лесосеке будет производиться высадка саженцев – эти мероприятия включены в план. Возможно, из этого даже сделают некую экологическую акцию с привлечением добровольцев.

Помимо того, что под санитарную вырубку неизбежно попадают и здоровые, мощные ели, радовавшие туристов своей красотой, возникает и другая проблема – заиливание озера Амут, которое является памятником природы краевого значения. Дело в том, что на склонах, где выпиливают деревья, очень сильно поврежден почвенно-растительный покров. Раньше корни деревьев, кустарники, мхи, лишайники спасали почву от разрушения и смыва. Сейчас все это попадает в реку, несущую свои воды в озеро Амут. И видно, что Амут помутнел – ранее абсолютно прозрачная вода, отражая цвет неба, казалась синей, а сейчас она рыже-зеленого оттенка.

- Шесть лет назад была прорублена горнолыжная трасса в бассейне реки Амутинка, примерно в 500 метрах выше озера Амут, в результате чего с крутого склона был полностью смыт почвенно-растительный покров, и вся «грязь» попала в озеро, а сейчас еще и добавилась деятельность лесорубов, и твердый сток увеличился многократно, - говорит Екатерина Кондратьева.

Заместитель руководителя Амгунького лесничества считает, что эколог несколько переоценивает последствия вырубок, тем более граница водоохранной зоны – 500 метров, а расстояние от ближайшей деляны не менее двух километров.

- По поводу заиливания – нечему там заиливаться, горы, камни, просто нечему. Замутнение есть, но это не от того, что рубят лес, а из-за обильных дождей. Какая-то часть, возможно, и из-за рубок, но это в основном из-за осадков, – считает Ромашкин.

Сам же руководитель Амугньского лесничества Руслан Потогин отметил, что «контроль за рубками ведется очень жесткий, и никаких нарушений со стороны лесозаготовительной организации не допускается».

Однако представители общественности Комсомольска ставят под сомнение необходимость производимых санитарных рубок и, считая, что существование озера Амут под угрозой, направили письмо губернатору Хабаровского края и в природоохранную прокуратуру с просьбой «посодействовать прекращению рубок в высокогорных защитных и водоохранных лесах на территории хребта Мяо-Чан, обязать лесозаготовительные компании провести рекультивацию ранее нарушенных земель и очистку озера Амут от привнесенного твердого стока».

Напомним, в Комсомольске по инициативе Минобороны решено создать военно-патриотический парк «Патриот». Разместят его в парке имени Юрия Гагарина. При этом чиновники уверяли, что массовой вырубки деревьев на выбранном участке не будет – спилят лишь несколько «аварийных» тополей и поросль кустарников. На деле оказалось, что под пилу пошло не несколько штук, а десятки деревьев, среди них много здоровых.

Светлана Шерстобитова, новости сайта dvnovosti.ru

Центр защиты леса, расположенный в Хабаровске, следит за состоянием лесов по снимкам из космоса
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Вырубка, как выяснил DVhab.ru, происходит в санитарных целях
В основном здесь произрастают ель и пихта
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
В основном здесь произрастают ель и пихта
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
В основном здесь произрастают ель и пихта
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
В основном здесь произрастают ель и пихта
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
Центр защиты леса, расположенный в Хабаровске, следит за состоянием лесов по снимкам из космоса
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Вырубка, как выяснил DVhab.ru, происходит в санитарных целях
В основном здесь произрастают ель и пихта
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
В основном здесь произрастают ель и пихта
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
В основном здесь произрастают ель и пихта
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
В основном здесь произрастают ель и пихта
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Возле озера Амут с начала лета валят деревья
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях
Заготовка леса, как выяснил DVhab.ru, производится на законных основаниях