Комсомольский район рискует остаться без рыбы и чистой воды из-за разлива нефти
Всемирный фонд дикой природы обеспокоен разливом нефти, приведшем к загрязнению озера Голое в пойме реки Амур. По оценкам экспертов, в воду попало намного больше заявленных 9 тонн. Все это может крайне негативно сказаться на экологии и населении.
Всемирный фонд дикой природы обеспокоен разливом нефти, приведшем к загрязнению озера Голое в пойме реки Амур. Инцидент случился в результате аварии нефтепровода «Оха-Комсомольск-на-Амуре», эксплуатируемого компанией «Роснефть». По предварительным оценкам WWF, в воду попало намного больше заявленных 9 тонн. Все это может крайне негативно сказаться на экологии и населении.
Фонд направил запросы для уточнения информации о произошедшей аварии в Приамурское межрегиональное управление Росприроднадзора и Главное управление МЧС России по Хабаровскому краю.
Помимо загрязнения самого озера, авария создает угрозу загрязнения нефтью распада реки Амур, что может нанести ущерб экосистемам крупнейшей реки Дальнего Востока России.
Нефть, разлившаяся по поверхности воды, образует пленку, нарушающую газообмен между водным объектом и атмосферой, оказывает токсическое воздействие на водные организмы. Загрязнение нефтью может негативно сказаться на кладке икры в Амуре, являющемся местом размножения тихоокеанских лососей – кеты, горбуши и симы. Загрязнение водных объектов создает проблемы для водоснабжения населенных пунктов.
Амур регулярно попадает под удары загрязняющих веществ. Совсем недавно из КНР пришло загрязнение отходами молибденового производства, когда в Сунгари, один из крупнейших притоков Амура, попало около 2,5 миллионов кубометров загрязняющих веществ.
- Теперь риск загрязнения нефтью исходит с российской стороны. На фоне сокращения ширины водоохранных полос, резкого уменьшения площадей лесов, выполняющих защитные функции, такие инциденты могут привести к катастрофическим последствиям. И пострадает не только природа. В Амурском бассейне идет ход лососей. Уже не раз отмечалась тенденция к снижению численности горбуши и кеты. Загрязнение нефтепродуктами способно в прямом смысле убить часть рыбы. И без того напряженная ситуация дополнительно усугубится. А отдаленные последствия, которые скажутся на возврате лососевых, прогнозировать практически невозможно, – говорит Петр Осипов, директор Амурского филиала WWF России.
В последние годы в России наблюдается рост случаев, связанных с попаданием нефти и нефтепродуктов в окружающую среду в результате аварийных ситуаций. Это связано как с нарастанием изношенности инфраструктуры, так и низким качеством экологического менеджмента корпораций, нежеланием компаний вкладываться в модернизацию инфраструктуры.
- Этот разлив на нефтепроводе НК Роснефть в чем-то очень схож с недавней аварией в Норильске. Объем в этом случае много меньше, но вот причины и информирование о первых днях аварии почти одинаковы. В случае с разливом на нефтепроводе Оха-Комсомольск на Амуре мы неоднократно говорили об этом компании, но инвестиций так и не нашли. Теперь вновь природа расплачивается за чью-то жадность и слабое управление экологическими рисками. И также как в Норильске в первые дни, нет объективной информации об аварии. Наш экспресс-анализ показывает, что объем намного больше, чем опубликовано СМИ со ссылкой на НК Роснефть. При этом в свободном доступе отсутствует объективная информация с места аварии – фотографии, карта загрязнения и т.п. В этой связи WWF и партнеры организовали оперативный общественный мониторинг, включая и анализ космических снимков, - комментирует Алексей Книжников, руководитель программы WWF России по экологической ответственности бизнеса.
Компании эксплуатируют нефтепроводные системы еще советского возраста. По всем нормам безопасности нужно не латать на них дыры, а провести полную замену.
Одним из инструментов сокращения количества аварийных ситуаций фонд видит развитие механизмов общественного контроля и мониторинга за деятельностью компаний и повышение прозрачности деятельности промышленных компаний.
Напомним, ранее из Хабаровска в Комсомольский район вылетел вертолет Ми-8, на борту которого находится отряд спасателей, представители правительства Хабаровского края и «ЭКОСПАС». На месте они оценили обстановку в результате разлива нефтепродуктов из магистрального трубопровода вблизи села Верхнетамбовского.
Фото WWF