Как убивают комсомольский аэропорт, рассказал один из его работников (ФОТО)
После того как воздушную гавань в Хурбе продали компании из Санкт-Петербурга, вместо обещанного развития здесь царит полная разруха.
В 2006 году федеральное государственное унитарное предприятие «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» акционировали, а в 2016-м по инициативе Росимущества пустили с молотка. В торгах участвовали две компании - «Газпромнефть» и никому на тот момент не известное ООО «ЕВМ Недвижимость» из Петербурга. Эта «темная лошадка» и стала победителем, предложив за лот 70 миллионов 150 тысяч рублей. У прокуратуры Хабаровского края возникли вопросы к правомерности сделки, она пыталась ее оспорить, но безуспешно.
Новый собственник комсомольского аэропорта в лице Алексея Рогова уверял власти города и края, что намерен вложить в развитие предприятия 1,4 миллиарда рублей. Воспрявшие духом от таких заявлений работники воздушной гавани уже очень скоро поняли, что «развитие» останется лишь на словах.
- Несмотря на тяжелое положение аэропорта, раньше мы как-то держались на плаву - во многом благодаря генеральному директору Леониду Гамею. При нем что-то закупалось, получали выгодные предложения о расширении географии полетов, были регулярные рейсы на Москву. Были стабильная работа и постоянный заработок, хоть и небольшой – с работой в Комсомольском районе вообще не густо, - рассказывает сотрудник АО «Комсомольский-на-Амуре аэропорт» Михаил (имя изменено по просьбе респондента).
Развитие наоборот
Рушиться все, по словам Михаила, начало летом 2018 года, когда новый владелец в полном составе уволил руководство аэропорта и бухгалтерию. На их место пришли назначенцы из Петербурга. По предприятию прокатилась череда отставок в рамках «оптимизации», была введена систем штрафов.
- Гендиректором поставили петербуржца Геннадия Орлова, который гнобил всех, кто осмеливался выразить свое мнение, идущее вразрез с политикой нового руководства. Удержались на местах те, кто смог “прогнуться”, ну а те, кто не вписался в новую доктрину развития предприятия, были вынуждены уволиться. Из 150 человек, которые держались даже в самые сложные для аэропорта годы, осталось порядка 80 человек. Уходили как раз профессионалы своего дела, - рассказывает сотрудник аэропорта Хурба.
Вместо того чтобы, как обещали, развивать предприятие, новые хозяева стали пилить его, причем в буквальном смысле: распиливали и сдавали на металлолом технику и оборудование.
- Продавали и рабочую технику, сочтя ее ненужной, - например, трактор для очистки взлетной полосы К-700, сварочный колесный агрегат, причем по цене металлолома. Пилили на металл рабочее оборудование, стоявшее в консервации, – в том числе осветительные вышки службы специального транспорта. Были планы попилить осветительные вышки перрона аэропорта со стороны аэродрома, так как, по словам горе-руководителей, «от них нет никакого толка, только электричество жрут». Эти вышки нам удалось отстоять, только обратившись в полицию, - рассказал Михаил.
АО стало копить долги за услуги подрядных и ресурсоснабжающих организаций, ссылаясь на бедственное финансовое положение предприятия. По состоянию на начало текущего месяца долг комсомольского аэропорта за потребленную электроэнергию составляет три миллиона рублей, также растет задолженность и за поставку тепла – сейчас эта сумма вместе с остатками прошлого года достигла 12 миллионов рублей. Поставщики в ноябре даже пригрозили «отрубить» предприятие, но в итоге сторонам пока удалось договориться.
- Между тем прибыль от своей деятельности аэропорт имеет, хотя и небольшую - порядка четырех - семи миллионов в месяц. Просто все деньги уходят прямиком Рогову в Питер, а он там уже сам решает, сколько копеек вернуть «на развитие». Все, что приобрели для аэропорта за эти годы, - пожарную машину на базе КамАЗ, и два УАЗика-«таблетки». Могли бы зарабатывать нормально, но предпочитают разрушать, - считает источник.
Так, аэропорт лишился гостиницы – в начале прошлого года ее закрыли якобы на ремонт, а потом про нее забыли, видимо. А ведь в былые годы это подразделение давало до 400 тысяч прибыли в месяц. Были многократно и безосновательно увеличены цены на наземное обслуживание, из-за чего аэропорт теряет клиентов.
- Раньше мы брали тем, что у нас было дешевое наземное обслуживание, и авиакомпаниям к нам было выгодно летать, многие были заинтересованы в работе с нами. Однако, узнав нынешнюю стоимость, уходят на Хабаровск, а это влияет на итоговую цену билета для пассажира. Например, авиакомпания «Аврора» отказалась от заправок в нашем аэропорту по двум причинам: дороговизна заправки и отсутствие топливозаправщика, раздающего топливо без дозировки противоводокристаллизационной жидкости. Заправщик на самом деле есть. Но на него нет документов - госномера, страховки, маршрутного листа. И ничего не делается для того, чтобы оформить их и пустить машину на линию, но она так и стоит в гараже. В аэропорту остался единственный заправщик, который еще на ходу. Но и у него полно проблем - цистерна с топливом не имеет аттестованных средств пожаротушения, не работают стоп-сигнал, габаритные огни, поворотники. Если он попадется экипажу ДПС, то и этого заправщика у нас не будет, - добавил рассказчик.
Также комсомольский аэропорт отказался от предполетной обработки воздушных судов противообледенительной жидкостью.
- Старая цистерна для этого физически и морально устарела. Нужно было приобрести новую или спецмашину. «Аврора» одно время настаивала на том, чтобы включить в наземное обслуживание этот вид обработки, но, видимо, поняли, что от этого руководства чего-то добиться бесполезно. А ведь это - одно из требований авиационной безопасности. Грузовые компании, которые у нас еще есть и летают, не отказались бы от услуги, а аэропорту заработок. А так, если наледь, просто ждут, пока само оттает.
Шило на мыло
В ноябре 2019 года в АО «Комсомольский аэропорт» сменился генеральный директор – вместо Орлова был назначен Геннадий Пономарев, бывший сотрудник МВД, который изначально пришел на место начальника службы безопасности. По словам его подчиненных, лучше не стало, даже наоборот.
- Что послужило основанием его назначения, человека, настолько далекого от тематики гражданской авиации, неизвестно, - говорит наш собеседник.
Бардак в организации работы АО привел к тому, что в январе у предприятия отозвали лицензию на проведение аэропортовой деятельности. Причины - в несоответствии поисково-пожарной службы нормам и требованиям. Однако уже через неделю сертификат эксплуатанта вернули и разрешили работать.
- Насколько я знаю, человек, который дал команду на отзыв, получил нагоняй. Хотя в пожарной службе на тот момент действительно происходил конкретный бардак, не было даже начальника подразделения, - рассказал Михаил.
К слову, еще до скандала с отзывом лицензии правительство Хабаровского края высказывало намерение вернуть аэропорт Хурба в собственность края. Идея так и осталась на уровне разговоров – по крайней мере, речь об этом чиновники больше не заводили.
Один белый, другой серый…
Тем временем работникам аэропорта стали задерживать заработную плату. Уже два года, как ее поделили на две части – одна «белая», в 12 500 рублей без вычета НДФЛ, независимо от занимаемой должности, вторая в виде «премии» (здесь уж всем по-разному) вручается в конверте. «Белая» зарплата на текущий момент не выплачена за октябрь, «серая» - еще за июнь. Буквально несколько дней назад «премиальные» в конверте дали только за май, и то лишь после того, как работники подразделения пожарно-спасательной службы не вышли на обеспечение прилета самолета, устроив забастовку.
- Даже в самые тяжелые для нашего предприятия годы у нас были стабильные полеты, если не пассажирские, то регулярно грузовые борта. Проводилась своевременная и полная очистка перрона, полосы. Не было задержек зарплаты и таких долгов за коммуналку. Численность персонала не снижалась ниже 130 человек, при полной комплектации в 150. Сейчас нас всего 39. Люди в некоторых подразделениях работают без отпусков и выходных более года, так как заменить их просто некому. К тому же, кто пойдет на такую заработную плату и на такое откровенное «кидалово» по оплате труда? Все очень плохо, сплошная разруха, - констатирует Михаил.
Начальство аэропорта, однако, все так же обещает предприятию «развитие». В конце ноября гендиректор Пономарев съездил в Питер и по итогам этой поездки презентовал запуск новых рейсов на Охотск, переход предприятия на газовое отопление. А полугодовые долги по «премиальной» части заработной платы обещал выплатить в течение десяти дней. Этот срок истек, а денег так и нет.
Напомним, центральные СМИ сообщали, что ФСБ России пресекла деятельность преступной группировки, которая приобрела аэропорт Комсомольска-на-Амуре Хурба. Банда была задержана в Санкт-Петербурге по делу о незаконной банковской деятельности. Однако для комсомольского аэропорта это ничего не изменило.
Светлана Шерстобитова, новости Комсомольска на dvnovosti.ru.