Проводы в загробный мир запечатлел комсомольский художник (ФОТО; ВИДЕО)
В далеком 1945 году в нанайском селе Кондон провели большой поминальный ритуал, провожая в загробный мир души погибших на фронте односельчан. Художник Денис Самар представил картину, написанную по рассказу старожилов об этом событии.
Юбилейная – пятая по счету - выставка Дениса Самара открылась в музее изобразительных искусств Комсомольска накануне. Она получила название «Наследие». Как поясняет автор, для него это великолепие родной природы и узоров национального орнамента, красота человеческих лиц. Это наследие художник бережно сохраняет и воплощает в своем творчестве. Так, на выставке можно увидеть дальневосточные пейзажи, портреты представителей нанайского народа, панно с вырезкой из бересты и рыбьей кожи.
Особое место в экспозиции занимает картина «Кэйнэ – большие поминки». На ней изображены жители нанайского села Кондон, которые проводят печальный обряд – проводы в загробный мир душ воинов, сложивших свои головы на полях сражений Великой Отечественной войны. Это торжественное и скорбное событие состоялся в июне 1945 года, а поведала о нем бабушка местной художницы Натальи Дигор.
- Старейшины решили сделать такой обряд, потому что тела погибших не были возвращены в родную землю, похоронены вдали от нее. Собралось все село, родные погибших принесли их вещи и сжигали в большом ритуальном костре, передавая их таким образом владельцам в загробный мир. Обряд совершали в нарядной национальной одежде, мужчины с родовыми копьями. Бабушка записала в тетрадку, как происходил обряд, но рассказала о нем только недавно. Моя мама обратилась к Денису с просьбой нарисовать картину об этом событии, и спасибо ему, что он это сделал, - рассказала Наталья Дигор.
Денис отметил, что работая над полотном «Большие поминки», чувствовал большую ответственность, потому что это «память народа». Нарисовал он только небольшую часть обряда, поскольку всех участников – их было около двух сотен – невозможно уместить в одной картине. Люди, изображенные на ней, срисованы с реальных, но лица, немного, как выразился художник, «видоизменены». Впрочем, некоторые были все же узнаваемы и даже присутствовали на открытии выставки.
Также в экспозиции выставлены портреты художника с супругой Натальей и их сыновей. Один из мальчиков, Аким, танцевал на церемонии открытия в составе ансамбля «Гивана», и среди экспонатов также можно увидеть портрет руководителя ансамбля Татьяны Киле, и ее подопечных, запечатленных в танце с бубнами.
Еще одна крупная работа на юбилейной выставке – триптих «Атрибуты шамана». Здесь изображены предметы из коллекции музея – обрядовый бубен, пояс, сэвэн Панё, символизирующий вместилище души умершего человека. Эти картины были созданы по просьбе писательницы Екатерины Самар, для ее книги «Под сенью родового древа», о древнем роде Самар.
- Екатерине Дмитриевне нужны были именно иллюстрации, а не фотографии, потому что понадобилась более точная детализация элементов. Я решил сделать это в графической манере, акрил для меня материал не совсем подходящий, были трудности, но работа выполнена, - поделился художник.
Несколько триптихов вырезаны из бересты – например, «Птицы Приамурья», «Земля Амурского дракона», «Священные места рода Самар». Триптих из рыбьей кожи посвящен рыбам Амура – художник вырезал узоры в виде сазанов, осетров, кеты.
Посмотреть на творческие работы Дениса Самара в рамках выставки «Наследие» в музее изобразительных искусств можно до 2 мая.
Напомним, епископ Амурский и Чегдомынский стал экскурсоводом на музейной выставке богородичных икон. Владыка рассказал гостям об истории иконописи на примере отдельных экспонатов.
Светлана Шерстобитова, новости Комсомольска на dvnovosti.ru